Сильвио Берлускони меняет законы под себя, правит страной, как султанатом, и абсолютно уверен в том, что более достойного политика итальянцам не найти
"Лучший премьер, который правил Италией за последние 150 лет" – так, нисколько не смущаясь, назвал себя недавно Берлускони. Он считает, что большинство итальянцев в душе хотели бы походить на своего премьера и вести такой же фривольный образ жизни. В последнее время в Италии писать книги о Берлускони стало модно. Сторонники поют ему дифирамбы, противники – уличают во лжи и стремлении потешить собственное эго.
Один из таких критиков, колумнист издания Corriere della Sera Джованни Сартори, недавно опубликовал книгу "Султанат", в которой утверждает, что премьер ведет себя как диктатор, но не как лидер европейской страны. По его мнению, Берлускони превратил властную вертикаль в некое подобие гарема. С этим трудно поспорить: среди протеже премьера и в его партии "Народ свободы", и в кабинете министров немало бывших моделей и телезвезд. Тот факт, что скандалы не особо влияют на рейтинг Берлускони, Сартори объясняет присущим ему шармом и умением подать себя. Впрочем, есть и более прозаичное объяснение: премьер контролирует львиную долю итальянских масс-медиа. "Он запустил свои щупальца подобно осьминогу во множество СМИ, от телеканалов до газет, – пишет Сартори. – А главные оппозиционеры – итальянские левые слишком бедны, чтобы стать серьезным противовесом Берлускони".
В ответе за вопросы
Часто в коррупционных скандалах фигурируют и близкие к Берлускони чиновники. Прокуратура Неаполя недавно выдала ордер на арест заместителя министра экономики Николы Косентино по подозрению в связях с каморрой – неаполитанской мафией. Обвинение считает, что у него давно завязались деловые отношения с боссами мафии, контролирующими вывоз и переработку мусора. Прокуратура заинтересовалась чиновником, когда в Неаполе настал "мусорный кризис" – в прошлом году улицы города буквально утопали в отходах.
Пресса, принадлежащая Берлускони, не оставила задержание Косентино без ответа, обвинив причастных к аресту судей в "коммунистическом заговоре". В то же время скандальные разоблачения премьера, то и дело публикуемые в неподконтрольных СМИ, вызывают у него приступы ярости.
Когда подобные материалы стали появляться на страницах La Repubblica, Corriere della Sera и L"Espresso, Берлускони во всеуслышание заявил, что в раздувании скандалов заинтересован глава News Corp. Руперт Мердок. Дело в том, что корпорация Мердока доминирует на рынке платного телевидения. Скандал, по мнению премьера, стал недобросовестным инструментом конкурентов, призванным погубить его репутацию.
Недавно премьер потешил сотрудников итальянской La Repubblica. Он подал в суд на издание и потребовал выплатить миллион евро за публикацию вопросов о его личной жизни, на которые отказался отвечать. По мнению Берлускони, вопросы содержали лживые сведения о его якобы имеющих место связях с русской мафией, а также описывали далекий от пуританского образ жизни премьера. Руководство газеты весьма удивило требование компенсации за опубликованные вопросы – такого в юридической практике еще не случалось.
От 10 до 6
В ближайшие дни итальянский парламент рассмотрит законопроект, который может похоронить надежды противников премьера засадить его за решетку. Проект подготовлен самим Берлускони и предполагает уменьшение срока давности по коррупционным преступлениям с 10 до 6 лет. Бывший глава антикоррупцинного комитета и глава партии "Италия ценностей" Антонио Ди Пьетро заявил, что вопрос о сроке давности – часть "преступной игры", начатой с целью спасти премьер-министра. Если проект будет одобрен, Берлускони убьет сразу двух зайцев: дело о нарушении налогового законодательства и дело о даче взятки должностному лицу, срок давности которых истекает в 2012 и 2011 годах соответственно, будут списаны в архив.
В первом деле фигурирует принадлежащая премьеру телекомпания Mediaset, которая покупала права на показ фильмов с нарушениями. Во втором замешан бывший советник Берлускони Дэвид Миллз. Его обвиняют в получении от премьера взятки в размере в 600 тысяч долларов за дачу ложных показаний в суде.
Оба уголовных дела – лишь звенья в череде обвинений, которые за многие годы довелось выслушивать Берлускони. Но на сей раз ему есть о чем беспокоиться – в октябре конституционный суд Италии лишил его неприкосновенности. Так называемый "закон Альфано" (по имени министра юстиции Анджелино Альфано) давал иммунитет четырем высшим должностным лицам государства: президенту, спикерам обеих палат парламента и премьер-министру. Но судьи посчитали, что такой статус противоречит принципу равенства всех граждан перед законом, прописанному в конституции.
Ответом на решение суда была яростная речь Берлускони. Он заявил, что политики и судьи Италии – сплошь "левые", плетут интриги и забрасывают его ложными обвинениями. Премьер назвал себя самым гонимым человеком за всю историю человечества. Увлеченный обличением, Берлускони оговорился, сказав, что потратил 200 миллионов евро на судей, но затем быстро поправился: конечно, на адвокатов. Но итальянцы уже понимающе кивали – им ли не знать истинное лицо своего беспокойного премьера.
Чем бы ни закончился долгоиграющий сериал с премьером в главной роли, пока ясно одно: вряд ли в последующие 150 лет премьер-министрам Италии удастся с такой же энергией и веселить, и раздражать публику, как это делает Сильвио Берлускони.
Скандал по-итальянски
Имя итальянского премьера – синоним скандалов, однако за многие годы ему удавалось не раз избежать тюрьмы за, казалось бы, беспроигрышные с судебной точки зрения дела
1996 г. Обвинен в сокрытии доходов и даче взяток налоговым инспекторам.
1999–2000 гг. Обвинен в неуплате налогов, даче взяток. Трижды его могли отправить за решетку, однако адвокаты выигрывали дело после подачи апелляции.
1997 г. Берлускони купил 80% акций испанского телеканала Telecinco (согласно закону одному человеку может принадлежать не более 25%), а также скрыл $5 млн., которые должен был заплатить испанской налоговой.
2003 г. Обвинен в отмывании денег мафии, немногим позже было открыто дело о даче взяток.
2004 г. Обвинен в подкупе судей после начала судебного процесса по делу о продаже продовольственной компании SME.
2009 г. Стал для Берлускони особо скандальным. Его обвиняли в раздаче партбилетов моделям и телеведущим, в связи с несовершеннолетней, в прессе были опубликованы фото гостей на его вилле, одетых в стиле "ню". Жена Берлускони подала на развод. Прокуратура Рима начала проверку фактов слишком частого использования премьером правительственных самолетов. Впрочем, дело вскоре было прекращено. Осенью Берлускони также дал повод поговорить о себе – он потребовал уволить чиновников ЕС за критику его иммиграционной политики.
Маша Матвеева, Фокус