Боже, школу храни. Родители требуют вместе с теорией Дарвина преподавать детям библейскую версию происхождения видов
Родители судятся с Министерством образования и науки, настаивая на преподавании украинским школьникам божественной версии сотворения мира
В Окружном административном суде Киева сейчас проходит беспрецедентный процесс. Восемь украинцев из Харькова, Львова и Дрогобыча требуют от Министерства образования и науки (МОН), чтобы в программе и учебниках по истории, физике, астрономии, географии, биологии, природоведению теория эволюции давалась в сравнении со Святым Писанием. По мнению возмущенных родителей, сведения о происхождении всего живого подаются в сугубо атеистическом ключе. Это якобы нарушает конституционное право детей на выбор мировоззрения. С точки зрения истцов, сегодня в школе выбирать не из чего. Исход этого судебного дела будет известен предположительно в начале марта.
Звериный оскал эволюции
"Мы не против теории большого взрыва и эволюции. Мы за полноценное образование, в котором история возникновения человека подавалась бы с разных сторон. Это позволит детям самостоятельно определиться, кому верить: Библии или Дарвину", – объясняет Владимир Шепетько, инициатор судебного разбирательства. Его ребенок еще в школу не ходит, зато в семье другого истца – Романа Городицкого – трое детей от 9 до 11 лет, которые вместо ответов на главные вопросы получают, по мнению отца, искаженную картину мира. Дескать, детям в школе навязывают теорию их происхождения от обезьяны, а Иисуса советуют воспринимать как героя античной мифологии. Нежелание министерства включать в программы альтернативу учения Дарвина, по мнению г-на Шепетько, является преступным. "Все наши беды из-за того, что мы живем по зверским законам эволюции, где выживает сильнейший. К тому же учим этому подрастающее поколение", – замечает он.
Пока суд да дело, юные антидарвинисты ищут сокровенное знание вне школы. Одним из его источников, камня на камне не оставляющих от теории эволюции, является газета "Разумный замысел". Она распространяется в христианских общинах Украины, Белоруссии и России. "Суть в том, чтобы донести: Библия – не аллегория, а реальная история. В доказательство мы цитируем работы ученых, опровергающих теорию Дарвина", – рассказывает Фокусу главный редактор издания Дмитрий Куровский. Сейчас он живет в Голландии и признается, что вокруг креационизма, или так называемой "теории разумного замысла", ведутся дискуссии и там. Впрочем, эволюционисты пока побеждают. В 2007 году Парламентская ассамблея Совета Европы постановила, что концепция разумного замысла не является научной дисциплиной и, соответственно, не может быть включена в курс среднего образования. Примечательно, что в это же время креационисты из Стамбульского фонда научных исследований издали и разослали по школам Европы и Турции учебное пособие "Атлас сотворения мира". В нем авторы заявили, что корни коммунизма, нацизма и исламского радикализма следует искать в теории эволюции. "Дарвинизм – единственная философия, для которой ценен конфликт", – говорится в "Атласе".
Идею преподавания концепции разумного замысла в школе также поддерживали Сильвио Берлускони и Джордж Буш. Причем итальянский политик даже пытался сбросить Дарвина с корабля современности, заменив его Библией.
Внутривидовая конкуренция
Богдан Рудый, исполнительный директор Института проблем происхождения и развития Вселенной и жизни считает, что пока Европа и Россия не пустит креационизм в школы, украинские чиновники на революцию в образовании не отважатся. Сейчас в этой организации состоят около двух десятков человек. В их числе как кандидаты наук, так и люди ненаучных профессий. Главная цель института – добиться изменения школьных программ и учебников, навязывающих атеистическое мировоззрение. Уже пять лет его сотрудники обращаются с открытыми письмами к президенту и в Министерство, но безуспешно. Сейчас организация активно поддерживает родителей, подавших иск в суд. Причем креационисты уверены, что факультативных уроков христианской этики недостаточно, ведь этот предмет основан только на моральных кодексах Библии и ничего не говорит о научных доказательствах существования Бога. "Мы не требуем, чтобы в учебниках по истории и биологии были цитаты из Библии. Просто немало ученых критикуют дарвинизм, и дети должны это знать", – замечает г-н Рудый. Как образец для подражания он предлагает российский учебник Сергея Вертьянова "Общая биология" для 10–11-х классов. В нем предмет излагается на православной основе. Правда, гриф тамошнего минобразования пособие не получило.
В свою очередь, украинские чиновники считают родительский иск безосновательным. Заместитель начальника юридического отдела МОН Виктор Ногин полагает, что закон не был нарушен. По Конституции церковь и религия отделены от государства и, в частности, от школы. В существующем виде, на его взгляд, учебники и программы вовсе не навязывают атеизм. Свобода вероисповедания предоставлена каждому, и этим должна заниматься семья. "Библия – прежде всего литературный памятник, – говорит Ногин. – Лучший способ вызвать ненависть к нему – включить Книгу книг в обязательную школьную программу".
Яйцо или курица
Как и в любой дискуссии, касающейся личных убеждений, в вопросе происхождения человека компромиссы даются с большим трудом. Мировоззренческий конфликт нередко разделяет даже супругов. "Студенты интересуются концепцией креационистов, и мы по возможности разбираем ее аргументы на занятиях, – говорит Екатерина Ильенко, преподаватель эволюционного учения в Национальном университете им. Драгоманова. – Ведь у теории Дарвина и правда есть спорные моменты". Она считает, что изучение в школе разных версий происхождения жизни в любом случае не помешает. Это расширит кругозор учеников. А вот ее супруг Николай Ильенко, профессор Национального университета им. Шевченко, эту точку зрения не разделяет. Теорию разумного замысла, на его взгляд, нельзя считать научной, ведь недоказуема ее основная предпосылка – существование Бога.
"Креационизм рассчитан на малообразованных людей, которые не знают, что идеи Дарвина были во многом доработаны его последователями. К тому же за теорией эволюции ничего не стоит, кроме науки, в то время как ее оппоненты преследуют религиозные цели", – замечает ученый. Впрочем, несмотря на антагонизм, семья Ильенко едина в том, что для начала неплохо бы разобраться, кто будет преподавать азы креационизма. Ведь наша кузница педагогических кадров таких специалистов не выпускает.
В школьной программе гипотезы происхождения жизни на Земле рассматривают в курсе биологии для 11-го класса. По мнению преподавателя киевского колледжа им. Сухомлинского Юлии Миколаенко, пока сложно сказать, стоит ли расширять информацию о креационизме в школе. Дело в том, что учителей еще не ознакомили с учебниками для 10-го класса по новой 12-летней программе. Главное, чтобы не повторилась история с пособием по "Основам здоровья" для 7-го класса. По словам преподавателя, в нем рядом с информацией об абортах были указаны адреса частных клиник, где их делают.
Что такое креационизм
Креационизм (от лат. сreatio – творение) возник в ХIХ веке как реакция на теорию эволюции Чарльза Дарвина. Эта философская концепция, претендующая на научность, рассматривает создание человека и мира с точки зрения Библии. Ее сторонники считают, что автором всех форм жизни является Бог, сотворивший все в идеальном и законченном виде. Поэтому ничто созданное им не эволюционирует, а может только деградировать.
Ловушки для Дарвина
В ХХ веке учеными было обнаружено немало фактов, ставящих под сомнение теорию эволюции
Молодость без молодости
Доктор Мэри Швейцер обнаружила фактически свежие кости динозавров, свидетельствующие о том, что эти существа жили вместе с первыми людьми, а не сотни миллионов лет назад. К тому же ученые, исследовавшие наскальную живопись североамериканских индейцев, узнают в рисунках почти все известные науке виды динозавров. Этот факт вносит неясность в вопрос о возрасте Земли.
Сбой в программе
Создавая свою теорию, Дарвин надеялся, что ученые найдут недостающие переходные формы в цепи изменений организмов. Но палеонтологи нередко наталкиваются на окаменелости, к примеру, морской лилии, мечехвоста и крокодила, внешний вид которых в ходе эволюции практически не изменился. Подобные находки значительно пошатнули уверенность в том, что естественный отбор происходит постепенно, из поколения в поколение.
Счастливый случай
Недавно британские исследователи из Университета Рединга попытались опровергнуть истинность и самого закона постоянного естественного отбора. Путем компьютерного моделирования они установили, что этот принцип может быть источником появления новых видов только на 8%. В 80% случаев, по их наблюдениям, выделение нового вида из царства животных – случайность.
Ольга Бирзул, Фокус