Разделы
Материалы

Альтернатива ТЦК: как работает рекрутинг в ВСУ, и какие есть проблемы

Александр Матвиенко
Фото: АрміяInform | Как можно улучшить набор в ВСУ через рекрутинг

Рекрутинг в ВСУ — это инициатива, которая должна изменить подход к мобилизации на человекоориентированный. Однако сейчас система работает несовершенно. Фокус пообщался с сооснователем Deepstate Романом Погорелым, чтобы узнать о проблемах с набором людей в ряды армии.

Владимир Зеленский подписал закон о мобилизации и закон о снижении мобилизационного возраста мужчин с 27 до 25 лет. А Министерство обороны создает рекрутинговые центры. Все это должно постепенно решить проблемы с личным составом в армии. Фокус пообщался с сооснователем Deepstate Романом Погорелым о пополнении Сил обороны людьми, и как изменится ситуация в Украине с новым законодательством.

Рекрутинг в ВСУ — на каком этапе возникают проблемы

Рекрутинг является инициативой Минобороны, которая призвана предоставить альтернативу системе ТЦК. По плану рекрутинговый центр должен изменить подход к мобилизационному процессу в Украине. Вместо "затыкания дыр" в ТЦК, должен создаться человекоориентированный подход. Человек может сам выбрать профессию и мобилизоваться в Силы обороны. Сейчас в Украине создано четыре рекрутинговых центра на базе ЦПАУ в таких городах:

  • Днепр (ЦНАП, проспект Слобожанский, 8 и площадь Шевченко, 7);
  • Запорожье (бульвар Центральный, 27);
  • Каменское (пр. Василия Стуса, 10/12);
  • Кривой Рог (пл. Молодежная, д. 1);
  • Новомосковск (ЦПАП, ул. Калнышевского, 1);
  • Покров (Покровский городской совет, Центральная, 48);
  • Харьков (два центра);
  • Львов (улица Костя Левицкого, 67);
  • Полтава (улица Соборная, 45А).

В первом полугодии количество рекрутинговых центров планируют довести до 27 по всей Украине.

Центр рекрутинга во Львове
Фото: Из открытых источников

"Если связываться с ТЦК, то рекрутинг. У нас началась прекрасная инициатива, которую начало Министерство обороны Украины. С обновленным видением и современным подходом к мобилизации. Человека обучают делу, к которому у него лежит душа и есть желание. Это отличный шанс изменить непопулярный ТЦК на современный подход. В первую очередь мобилизация добровольцев — это самый ценный ресурс в мобилизации. Когда доходит до рекрутинга, то сейчас инициатива может потерять доверие и провалиться с грохотом, потому что какой следующий этап? ТЦК. А им в основном безразлично на отношение, специализацию. Человека отправляют, куда им заблагорассудится. Бойцы демотивированы, пропадает желание мобилизоваться. Как человеку можно ехать на войну, когда все может так сложиться", — задается вопросом Роман.

Например, механик хочет мобилизоваться в армию и иметь дело с техникой. Для этого ему нужно пойти в рекрутинговый центр, найти подходящую вакансию и податься на нее. Если все в порядке, то доброволец получит отношение от бригады на должность, дальше надо идти в ТЦК. И на этом моменте часто возникают проблемы, отмечает Роман Погорелый.

"ТЦК и ВВК (военно-врачебные комиссии, — ред.) работают до сих пор по советским нормам, когда надо просто выполнить норму. При рассмотрении мобилизационного закона никто не поднял вопрос о ТЦК, ВВК, учебных центрах. Нет процесса отбора, когда люди будут идти в соответствии со своими навыками. Их запихивают так, чтобы просто закрыть пробел", — говорит сооснователь Deepstate.

В то же время представители ТЦК продолжают набирать людей прямо с улиц. СМИ уже писали об одном случае, когда в военкомат привезли 14-летнего подростка. Инцидент произошел в Одесской области. Это дополнительно снижает мотивацию людей мобилизоваться. Также Роман в комментарии Фокусу назвал еще одну проблему, которая вытекает из того, что ТЦК могут набирать всех без разбора — "отказники" и СЗЧ (самовольное оставление частей). Командиры получают в распоряжение мобилизованных бойцов, но из-за неизбирательности отбора они могут быть не готовы к выполнению боевых задач.

"Самое главное здесь еще такой вопрос: а кто-то спросил у командиров, что им делать с людьми, которых сгоняют с недостатками здоровья? Когда у них каждый второй призванный идет в отказ или СЗЧ. Такие случаи становятся все больше и больше популярными. Командирам необходимо мало того, что с документами возиться из-за них, так надо еще и искать людей. Потому что нужное количество бойцов на позициях иногда присутствует только на бумаге. Соответственно, как мы можем говорить о комплектации, когда есть задача сдерживать врага, есть куча других задач, а командиры должны думать, где им брать людей, и как выполнять эти задачи", — отмечает Погорелый.

Учебные центры советского класса

Еще одна проблема после территориального центра комплектации — учебные центры.

"Была статья большая о людях, которые добровольно пришли мобилизоваться. Их направили в учебные центры, а там просто тотальный аврал с обеспечением, условиями. Хорошо, что есть отдельные бригады со своими учебными центрами, где есть программа подготовки, которая помогает людям получить необходимые навыки", — рассказал Роман и добавил, что проблем действительно много, но каждый должен участвовать в войну.

Фотография Станислава Асеева из учебного центра
Фото: COURTESY

Статья, о которой говорит Роман, вышла в "Радио Свобода" под авторства журналиста Станислава Асеева. Кое-где в украинских учебных центрах все происходит по советской традиции.

"На этом адекватная часть процесса закончилась (после ТЦК, — ред.), ведь дальше нашу группу новобранцев привезли в учебный центр, условия в котором скорее напоминали сочетание тубдиспансера и СИЗО: плесень, грибок, влажность, полно больных, которым при температуре 39 выдают детские драже от гриппа", — пишет Асеев в статье.

Мотивация на войне — одна из важнейших вещей, которая влияет как на количество "отказников", так и на общее состояние в армии. Асеев отмечает, что его опыт может быть не репрезентативным и в армии есть положительные примеры.

Силам обороны нужны люди. Что делать с проблемами рекрутинга, ТЦК и учебными центрами

После ряда скандалов о начальниках ТЦК с миллионными доходами Владимир Зеленский поручал тогдашнему главнокомандующему ВСУ Валерию Залужному уволить всех глав и назначить людей с боевым опытом. Этот процесс начал происходить, но по мнению соучредителя Deepstate, доверие к ТЦК уже подорвано. Структуру надо реформировать. Доброволец должен прийти в рекрутинговый центр, получить отношение, явиться в ТЦК и пойти служить там, где он сразу хотел. А перед тем пройти соответствующее обучение в учебном центре с приличным обеспечением. Военный, говорит Роман, не должен покупать себе всю экипировку из своих средств.

"Если есть какие-то случаи злоупотреблений должностных лиц, то привлекать к ответственности. Наконец сделать равный и справедливый подход ко всем с соблюдением всех процессов, которые бы не подрывали доверие: подготовка, обучение, отношение к бригадам и это все. Но это долгий путь, который сейчас работает в обратном направлении, потому что есть недоверие", — объясняет Роман Погорелый.

Министерство обороны со своей стороны должно делать информационную кампанию с лидерами мнений, которые имеют влияние на своих подписчиков. Уже сейчас оборонное ведомство делает хорошие информационные ролики с призывом присоединиться к армии, но надо усиливать сразу все процессы. Надо не обходить рестораны, спортзалы, которые "переполнены бычками", набережные и другие развлекательные места. Вместо этого некоторые представители ТЦК ищут новобранцев на предприятиях, которые работают на обороноспособность страны, ищут среди волонтеров, которые буквально спасают государство уже 10 лет. Такие категории людей, по мнению аналитика, должны и в дальнейшем работать на благо государства.

"Мы живем во времена, когда каждая секунда имеет вес. Работа идет. У нас много людей, которые наслаждаются жизнью и не понимают, что это благодаря бойцам на передовой. Или мы будем решать проблему, или все закончится очень плохо. Каждый должен быть вовлеченным в войну любым способом: волонтерство, работа на ВПК, мобилизация в рядах Вооруженных сил. Не жить жизнь с мыслями, что их все обойдет, потому что война — это вызов всему обществу", — резюмирует Роман в разговоре с Фокусом.