"Кукурузники" против дронов: можно ли сбивать "Шахеды" и "Орланы" легкими самолетами
Россия стала активнее применять разведывательные БПЛА над украинской территорией. В Украине в ответ привлекли Як-52 для перехвата "Орлан-10" над Одесской областью. Авиаэксперт Анатолий Храпчинский говорит, что разработчики работают над новыми инструментами против российских изделий.
Украинские авиаторы сбили российский разведывательный дрон "Орлан-10" над Одесской областью с помощью учебно-тренировочного самолета Як-52. Представитель Воздушных сил ВСУ майор Илья Евлаш заявил, что они изучают возможность привлечения легкомоторной авиации для перехвата вражеских ракет и дронов. Фокус проанализировал, насколько такое решение может быть эффективным.
Во время телемарафона Илья Евлаш сказал, что Силы обороны проводят анализ, можно ли бороться с российскими воздушными целями с помощью легкомоторных самолетов.
"Мобильные огневые группы, которые сейчас существуют в Силах обороны, которые борются с "Шахедами", — они в свое время также стали открытием. Сейчас мы изучаем, как могут применяться и такие средства воздушного отражения нападения противника. Сейчас проводится анализ", — отметил спикер.
"Кукурузник" против "Шахеда" — насколько это эффективно
Фокус пообщался с авиационным экспертом Анатолием Храпчинским, чтобы выяснить, насколько эффективными могут быть легкомоторные самолеты против российских дронов или ракет. По словам авиаэксперта, они могут использоваться против:
- разведывательных БПЛА "Орлан-10", Zala и другие;
- дроны-камикадзе "Шахед".
Что касается перехвата ракет, то их скорость полета значительно выше легкомоторного самолета, поэтому с ними смогут бороться истребители по типу F-16.
"Варианты рассматриваются. Мы постоянно говорим о том, что неплохо было бы иметь самолеты по типу Super Tucano от Embraer. Его можно было бы использовать, но это время и обучение пилотов. То, что стало публично известно относительно использования Як-52, то это из-за увеличения использования россиянами разведывательных БПЛА", — пояснил Храпчинский Фокусу.
При этом легкомоторный самолет не попадет под действие украинской ПВО благодаря координации с операторами комплексов. На радаре, как пояснил специалист, самолет существенно отличается от ракеты или БПЛА. К тому же есть система распознавания "свой-чужой". В разговоре с Фокусом Анатолий Храпчинский не стал называть, какие именно есть самолеты в Украине, которые могли бы бороться с российскими БПЛА, чтобы не помогать врагу.
"Есть некоторые решения, которые позволят нам эффективно отрабатывать. Как возникли "Шахеды", то мы решали их проблематику за счет мобильных групп. Так же и сейчас будем решать с разведывательными дронами. Решение будет найдено", — подчеркнул авиаэксперт.
Выгодно ли привлекать легкомоторные самолеты для перехвата БПЛА
Если вражеский БПЛА будет оперативно уничтожен, то это плюс в любом случае. Здесь не надо считать, сколько стоит дрон и время полета небольшого самолета, объясняет специалист. Российский беспилотник может провести разведку украинской территории и навести ракету, например, на стратегически важный объект. Этого нельзя допускать.
В вопросе организации противодействия воздушным угрозам Анатолий приводит пример атаки Ирана на Израиль. Тогда в воздух подняли истребители для перехвата ракет, применялись наземные комплексы и другие меры, чтобы прикрыть страну от ударов. Так же должно быть и в Украине.
"Почему мы говорим, что нам нужно большое количество средств ПВО? Враг пытается нашу оборону пробить, а нам надо этого не допустить. Надо много средств не только на уничтожение, но и на выявление. Динамика идет к тому, что враг будет увеличивать количество ракетных обстрелов. Соответственно нам надо увеличивать возможности перехвата. Какую-то часть мы будем пробовать "увести" за счет РЭБ, если нет, то включаются средства малого или большого радиуса действия", — рассказал Анатолий Храпчинский и добавил, что частично такая система уже есть, но нужно больше систем против баллистики.
Почему дроны сложно сбивать с самолета
Для того чтобы облегчить работу пилотам надо устанавливать более сложную систему наведения для уничтожения целей с легкомоторного самолета. В случае с Як-52 был второй пилот, который вел стрельбу по цели. В таком случае надо учитывать сразу много факторов от погоды и скорости ветра до скорости самолета и самого дрона.
"Существует потребность в автоматизации уничтожения. Мы видим, что кроме Gepard западные партнеры нам передают и более современные системы по типу Terrahawk Paladin и Skynex, которые будут помогать уничтожать дроны. Они будут работать в автоматическом режиме, что позволит уменьшить нагрузку на мобильные группы. Но их тоже надо много и их надо правильно размещать и координировать работу", — пояснил Фокусу эксперт.
В итоге Анатолий Храпчинский заявил, что в условиях полномасштабной войны надо как можно больше средств для улучшения ПВО. Поэтому в идеале нужны Super Tucano, но такие борта можно будет получить в будущем, при дальнейшем развитии Воздушных сил. Украина продолжит экспериментировать и разрабатывать новые средства поражения российских дронов.