Разделы
Материалы

Удивили даже опытных аналитиков: для чего КНДР запускает воздушные шары с мусором

Ольга Шевченко
Северная Корея недавно удивила даже опытных аналитиков, запустив воздушные шары, наполненные мусором и навозом, над территорией Южной Кореи

Ким Е Чжон, влиятельная сестра северокорейского лидера, заявила, что южнокорейцы должны рассматривать наполненные грязью шары как "сердечные подарки гоблинам либеральной демократии".

Северная Корея недавно удивила даже опытных аналитиков, запустив воздушные шары, наполненные мусором и навозом, над территорией Южной Кореи и вызвав тревогу и серьезные опасения по поводу безопасности. Эта необычная тактика стала ответом на то, что южнокорейские активисты отправляют в Северную Корею пропагандистские листовки, которые Пхеньян рассматривает как угрозу. Ким Е Чжон из Северной Кореи предупредила о более жестких мерах, если Южная Корея продолжит свои кампании с листовками.

Фокус перевел статью Брюса Клингнера о том, почему Северная Корея начала запускать "грязные" воздушные шары в Южную Корею.

Именно тогда, когда опытные эксперты по Северной Корее думали, что уже все видели, Пхеньян сумел их удивить.

Казалось бы, мир уже привык к неуклонно растущим ядерным и ракетным угрозам Северной Кореи и ее масштабным нарушениям в области прав человека. Запуски новых, более мощных МБР больше не заслуживают освещения в американских СМИ. Но Пхеньян придумал новый способ привлечь к себе внимание и продемонстрировать свое презрение к Южной Корее – отправлять мусор и навоз в полеты на воздушных шарах. Другими словами, северокорейцы изобрели летающие фекалии.

Cеверокорейцы изобрели летающие фекалии

29 мая некоторых жителей Южной Кореи разбудили экстренные текстовые сообщения с "предварительным предупреждением о воздушном налете" из-за неопознанных объектов, пролетающих над демилитаризованной зоной. Впоследствии южнокорейские военные заявили, что обнаружили 260 северокорейских воздушных шаров, которые упали по всей стране, в том числе в Сеуле и самой юго-восточной провинции. На воздушных шарах были пластиковые бутылки, батарейки, детали обуви… и экскременты.

Последние выходки Пхеньяна еще более мелочны и пренебрежительны, чем обычно. Например, Ким Е Чжон, влиятельная сестра северокорейского лидера, заявила, что южнокорейцы должны рассматривать наполненные грязью шары как "сердечные подарки гоблинам либеральной демократии".

Однако, помимо веселых комментариев в СМИ, акция Северной Кореи поднимает несколько серьезных вопросов. Граждане Южной Кореи имеют основания опасаться, что пролет воздушных шаров через территорию Южной Кореи показывает ее уязвимость для северокорейских атак, если бы такие шары были оснащены биологическими или химическими боевыми отравляющими веществами, которыми северный режим располагает в большом количестве.

Как ясно из воинственного заявления Ким, Пхеньян запустил свои воздушные шары, чтобы заставить Сеул остановить южнокорейских правозащитников, которые используют воздушные шары для отправки на Север пропагандистских листовок, денег, Библий и компьютерных флешек.

Пхеньян воспринимает любую информацию извне, просачивающуюся в герметически закрытое Королевство отшельников, как прямую угрозу стабильности режима и национальной безопасности. Ким обрушилась с упреками на "подобные отбросам кланы" Южной Кореи, усмотрев в их критике "свободы самовыражения северокорейского народа" нарушение международного права, когда Сеул запустил на север "жалкие воздушные шары, начиненные листовками".

Сравнив между собой запуски воздушных шаров двух Корей, Ким Е Чжон уже призвала Южную Корею не допускать в будущем запусков шаров на север, иначе Пхеньян в ответ пришлет "в десятки раз больше мусора, чем летит в нашу сторону". В 2020 году Ким потребовала от тогдашнего президента Мун Чжэ Ина запретить южнокорейским группировкам отправлять воздушные шары на север.

Тогда Мун быстро согласился, объявив южнокорейские пропагандистские листовки "вредными для национальной безопасности", поручил полиции предотвратить дальнейшие полеты воздушных шаров, а его политическая партия приняла закон о "пресечении" запусков листовок. В прошлом году Конституционный суд Южной Кореи признал этот закон неконституционным посягательством на свободу слова.

На прошлой неделе заместитель министра обороны Северной Кореи Ким Кан-Иль предупредил, что "разбрасывание листовок Южной Кореей с помощью воздушных шаров является опасной провокацией"

Пхеньян ранее пообещал нанести "сокрушительные физические удары повышенной интенсивности", если воздушные шары будут и дальше отправляться на Север, и предупредил, что его артиллерийские подразделения будут обстреливать районы, из которых запускаются воздушные шары. В 2014 году Северная Корея открыла огонь по воздушным шарам, летящим в сторону ее территории, что вызвало перестрелку с южнокорейским военным подразделением после того, как несколько снарядов упали к югу от границы.

В 2022 году Ким Е Чжон заявила, что Северная Корея "сотрет с лица земли южнокорейские власти", если "мусор" будет продолжать летать из Южной Кореи. На прошлой неделе заместитель министра обороны Северной Кореи Ким Кан-Иль предупредил, что "разбрасывание листовок Южной Кореей с помощью воздушных шаров является опасной провокацией".

В том же году северокорейские беспилотники проникли в воздушное пространство Южной Кореи, в том числе вблизи президентской резиденции. Южнокорейские военные подверглись резкой критике за неспособность перехватить беспилотники. В ответ на это администрация Юна пообещала усилить потенциал и готовность страны к использованию беспилотников и создала в 2024 году объединенное командование беспилотников.

Прошлогодний выход Пхеньяна из межкорейского соглашения о снижении рисков и постоянный отказ отвечать на сообщения по горячей линии сокращают возможности предотвращения непреднамеренных просчетов или военных столкновений.

Президент Юн Сук Ель сейчас стоит перед дилеммой: капитулировать перед требованиями северного режима или ответить решительно. Он неоднократно критиковал примирительный подход своего предшественника к Северной Корее и поклялся решительно отвечать на любую северокорейскую провокацию. Но если не подчиниться требованиям Пхеньяна или открыть огонь по воздушным шарам, это чревато эскалацией.

Об авторе

Брюс Клингнер – старший научный сотрудник по Северо-Восточной Азии в Heritage Foundation. Ранее он 20 лет проработал в ЦРУ и Разведывательном управлении Министерства обороны, в том числе в качестве заместителя начальника отдела ЦРУ по Корее.