Разделы
Материалы

Лучше российского БТР-82: разговор с механиком-водителем украинского БТР-4

Александр Матвиенко
БТР-4 в НГУ

На вооружении Сил обороны есть много образцов бронетранспортеров, как западного, так и украинского производства. Фокус пообщался с механиком-водителем отечественного БТР-4, чтобы узнать, как себя проявила машина в условиях большой войны с РФ.

Украинская армия еще до начала полномасштабной войны на вооружении имела современные бронетранспортеры. Российские оккупанты признают, что БТР-4 получился действительно качественной машиной, значительно лучше их БТР-82. Фокус пообщался с механиком-водителем одной из бригад Нацгвардии, чтобы узнать, как проявляет себя отечественная боевая машина.

Военнослужащий согласился ответить на наши вопросы на условиях анонимности из соображений безопасности. Он рассказал о своем первом боевом выходе, особенностях БТР-4, а также, чем он лучше БТР-82. Прежде чем начнем, краткая справка о машине.

Коротко о БТР-4

БТР-4 "Буцефал" — это украинский восьмиколесный бронетранспортер, который разработали и производили в Харькове. "Буцефал" принят на вооружение в 2011 году. В 2012 году принята еще одна версия БТР-4Е. Основные характеристики БТР-4:

  • боевая масса — 21,9 тонны;
  • экипаж — 3+7;
  • максимальная скорость — 110 км/ч по шасси;
  • запас хода — 690 км;
  • 30-мм автоматическая пушка, которые отличаются от версии боевого модуля;
  • двигатель — немецкий Deutrz или украинский 3ТД-3А.
БТР-4 "Буцефал"

Боевой путь и первый опыт военного на БТР-4

Расскажите о себе и своем боевом пути.

Я механик-водитель БТР-4 еще с 2019 года, службу прохожу в НГУ. На момент начала полномасштабной войны я уже не служил, но тогда я вернулся. По моему мнению, лучше я буду делать то, что я знаю и буду полезным здесь, чем куда-то... За это время я принял участие в боях в окрестностях Харькова. Штурмы у Золочевской громады в районе Казачьей Лопани, Дементьевки и тому подобное. Потом был Бахмут, Работино.

Как вы стали оператором БТР-4, и какую роль выполняете в машине?

Роль "механа" в БТР-4 — это ответственность за техсостояние машины. Экипажи у нас полностью взаимозаменяемы, то есть я как "механ" должен знать не только свои задачи, а еще разбираться в БМ (боевой модуль). Так же оператор-наводчик должен уметь водить машину. Зарядка и техобслуживание проводится всем экипажем. Нет такого, что пробили колесо и "механ" делает его сам, или что-то с БМ и наводчик сам там ковыряется — все вместе!

Расскажите о своем первом боевом выходе на БТР-4, и чем он вам запомнился?

Первый боевой выход... Штурмовали село, где были пи**ры, у нас было 4 машины. Наша задача заключалась в доставке пехоты и огневой поддержке. На подходе к селу первую машину подорвали на управляемом фугасе, но все живы. Мы продолжили двигаться дальше, высадили пехоту и прикрывали их огнем из машины, но когда мы уже зашли в село, БТР, ехавший последним, подорвался на мине. Тоже все были живы. Когда у нас уже БК уже началось заканчиваться, то нам была команда, чтобы мы забирали трехсотых и выезжали. Один из наших побратимов был тяжело ранен. Вот такой был у меня первый боевой выход, было страшно, но мы свою работу сделали.

А есть ли у вас история, которая больше всего запомнилась?

Даже не знаю.

Слабые и сильные стороны БТР-4

Россияне в своих пропагандистских роликах признают, что БТР-4 — это действительно качественная машина, которая лучше БТР-82. Могли бы вы привести основные преимущества украинского бронетранспортера?

БТР-4 действительно лучше БТР-82. Во-первых, у него лучше бронирование, лучше боевой модуль. Ну, и комфортнее он значительно, например, в нашей машине есть два кондиционера — один в передней части машины, второй — в десантном отделении. И коробка передач на БТР-4 автоматическая, а не ручная, как на их машине. Также на нашем есть два ПТУРа.

БТР-82 хуже украинского БТР-4

Могли бы вы сравнить БТР-3 с БТР-4, известны ли вам преимущества какие-то?

Не могу сравнивать БТР-3 с БТР-4. Но что действительно лучше в БТР-3 — так это меньший вес.

А если говорить о недостатках БТР-4, то что бы вы выделили?

К недостаткам я бы отнес большой вес на его колесную базу, которая осталась от БТР-80. Для его веса в 24 тонны с решетками иногда бывает тяжело на грунте. Иногда бывают проблемы с боевым модулем, клинит пушку. Если наводчик молодой и не опытный, то на боевом выходе может быть беда. Бывало такое, что выезжали и выстреливали весь БК, но бывало так, что 5-7 выстрелов и все — клин. Почему так происходит? Трудно сказать точно. То гильза застрянет, то снаряды может плохо установлены в краб.

Фотография предоставлена военным Нацгвардии

Еще заряжать его трудно, на один боекомплект уходит больше, чем полчаса. Но в целом я не скажу, что машина плохая, если бы добавить еще брони, то вообще топово было бы.

Вы упомянули, что если добавить брони, то было бы топово. Как вы оцениваете защищенность БТР-4?

Бронирование у машины неплохое, как дня бронетранспортера. 7,62-мм пулемет держит, знаю это на своем опыте. Были попадания из РПГ, тоже держит, но кумулятивная струя залетала внутрь. Тогда наводчику прижгло немного спину, но с ним все хорошо. Как показала практика, держит и противотанковую мину. При подрывах на мине экипажи живы, но может сломать ноги. Главное, чтобы стояло дополнительное противоминное дно, тогда все будет хорошо.

Практика показала, что БТР-4 выдерживает подрыв на противотанковой мине

Интересует еще техническая часть. Как себя показывают немецкие двигатели в эксплуатации?

Двигатели Deutz очень хорошо себя показывают, никаких нареканий нет. И в холод, и в жару — все работает хорошо. Не было проблем с двигателем никогда, чего не могу сказать о двигателе 3ТД-3А. Сейчас, насколько я знаю, почти не осталось машин с этим двигателем.

Были ли у вас случаи, когда оккупанты били по БТР-4 FPV или "Ланцетами"?

Я вам просто сброшу видео оккупантов, как FPV-дрон попал по ребятам. Они тогда сказали: "что-то сильно у**ало по нам!". Все зависит от того, куда попадет. "Ланцет", по моему мнению, нет шансов пережить, но все может быть.

Видео поражения БТР-4 российским FPV-дроном