Традиции против ширпотреба: битва за оборонные закупки для Пентагона
США ожидает битва за оборонные закупки с далеко идущими последствиями, особенно в Тихоокеанском регионе. Это бой между сторонниками радикальных, более дешевых подходов к оборонным закупкам со стороны технологической промышленности и традиционными политическими и промышленными силами, которые хотят больше того же самого оружия – но с важным новым упором на дальнобойные средства для противостояния Китаю.
Об этом говорится в статье издания the Strategist "Борьба за политику закупок Пентагона: традиции против нового и более дешевого".
США ожидает битва за оборонные закупки с далеко идущими последствиями, особенно в Тихоокеанском регионе.
То, какое оружие будет закуплено в большем или меньшем количестве, запущено в производство или отменено, покажет, будет ли администрация президента США Дональда Трампа укреплять силы сдерживания, отдаст ли приказ отступить под прикрытием системы противоракетной обороны "Золотой купол" или потратит четыре года на попытки совместить несовместимые концепции промышленной и технологической стратегии.
Это битва между, с одной стороны, сторонниками радикальных, более дешевых подходов к оборонным закупкам со стороны технологической промышленности и, с другой стороны, традиционными политическими и промышленными силами, которые хотят больше того же самого оружия – но с важным новым упором на дальнобойные средства для противостояния Китаю.
Исполнительные указы стали настолько частыми, что едва о них успевают написать в новостях, как обрушивается следующая волна. Но указ от 9 апреля о "модернизации оборонных закупок" заслуживает большего внимания, чем он получил.
Технологический директор компании Palantir Шьям Санкар, главный идеолог технологического сектора, горячо приветствовал этот указ. "Это двойная реформа обороны одним ударом", – написал Санкар в своем электронном письме. Указ обязывает Пентагон закупать коммерческие решения, если они доступны (под коммерческими решениями следует понимать продукты, разработанные с привлечением частных инвестиций).
Указ также предписывает пересмотреть все крупные программы, заявляя, что программы, которые отстают от графика на 15%, превышают бюджет на 15% или просто не соответствуют приоритетам министра обороны – то есть практически любые – станут кандидатами на отмену.
Такой указ могли написать технари, выступающие за реформу, и, учитывая, сколько высокопоставленных руководителей Пентагона не были утверждены к 9 апреля, скорее всего, так оно и было.
Но пару недель спустя республиканцы из комитетов по вооруженным силам Палаты представителей и Сената представили проект увеличения оборонного бюджета на 150 миллиардов долларов, причем большая часть средств пойдет на существующие и перспективные программы: 3,15 миллиарда долларов на увеличение количества истребителей Boeing F-15EX, 4,5 миллиарда долларов на ускорение производства бомбардировщика Northrop Grumman B-21 и даже 1,5 миллиарда долларов на замену устаревающей МБР Sentinel. Также были выделены деньги на замедление вывода из эксплуатации самолетов F-15 и F-22. Новый Boeing F-47 и F/A-XX ВМФ получили 400 и 500 миллионов долларов соответственно. Lockheed Martin F-35 вообще не упоминался, как и авианосцы.
Военно-морской флот получит дополнительную подводную лодку класса Virginia и деньги на инфраструктуру судостроения, от проволоки и стали до сухих доков и найма рабочей силы. Призывы строить "больше кораблей" спустя десять лет наконец услышаны. Но денег на неработающий фрегат класса Constellation, который еще может быть брошен на растерзание псам из DOGE, не нашлось.
Увеличение бюджета Конгресса стало напоминанием о том, что, хотя политики не возражают против эффективности Пентагона как таковой, фанатичное рвение к реформам едва ли находит отклик на Капитолийском холме.
Как и промышленники, Конгресс предпочитает защищать существующие программы. В предложении Конгресса по увеличению расходов, среди новых и радикальных вещей, лучшие результаты показала программа Collaborative Combat Aircraft (для беспилотных истребителей) и противоракетная оборона.
В области воздушной и морской мощи Конгресс, похоже, поддерживает сдерживание, проецирование силы и промышленность. Республиканцы на холмах настроены экспансионистски, и их внимание приковано к системам с большей дальностью полета – B-21 и новым истребителям.
Отсутствие упоминания об авианосцах вряд ли стоит считать тревожным знаком. Отказ от авианосцев не обсуждается. Последнее крупное изменение конструкции в авианосной программе было травматичным, а уникальные технологии и навыки, связанные с авианосцами, делают практически невозможной корректировку темпов строительства.
А вот отсутствие упоминания F-35 может означать гораздо больше. Новые истребители и F-15EX имеют большую дальность полета; даже F-47 появится до завершения запланированного ВВС США производства F-35 в 2051 году.
Сторонники F-35 обеспокоены, а Lockheed Martin не теряет времени, продвигая Super F-35 после объявления о F-47.
В начале этого года ВМС переоборудовали большинство своих будущих F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой в F-35C в соответствии с новым планом морской авиации. В процессе утверждения министра ВМС Джона Фелана спросили, планирует ли служба модернизировать модели B до нового стандарта Block 4; он ответил отрицательно. Это важно, поскольку долгое время считалось, что американские войска сведут все свои F-35 к единой конфигурации.
Противоракетная оборона – достаточно большое поле для того, чтобы вместить множество идей и акторов. Деньги могут пойти либо на ускорение текущих программ лидеров рынка, либо для открытия дверей для новичков. А технологии, защищающие территорию США, пригодны и для защиты передовых баз. Выбирать между новыми и старыми игроками рынка пока не приходится, что и хорошо, учитывая политическую обстановку.
Крылатые и противокорабельные ракеты открывают простор для новых идей и новых конкурентов. Между взглядами тех, кто руководит проектом крылатой ракеты Barracuda компании Anduril, и тех, кто занимается проектом Common Multi-Mission Truck (CMMT, или Comet) компании Lockheed Martin, нет почти никакого различия. Обе команды считают, что новые технологии – однозаходные инжекторные конструкции, применение 3D-печати для производства двигателей, а также дешевая и мощная обработка данных – могут на порядок снизить стоимость крылатой ракеты.
Все согласны, что новые электронные полезные нагрузки позволят одной и той же машине выполнять несколько боевых и небоевых задач. Разница в том, что Anduril активно продвигает эту идею, а Lockheed Martin – производитель крылатой ракеты AGM-158 стоимостью в миллион долларов – нет.
В общем, назревает битва между повстанцами и истеблишментом за контроль над машиной государственных закупок, и эта ситуация потребует от Пентагона хладнокровности и компетентности.
Удачи ему в этом. Министр обороны и бывший телеведущий Пит Хегсет до сих пор избегал ответственности за промахи в обеспечении безопасности, которые могли бы положить конец карьере любого другого человека, как в правительстве, так и в промышленности. Министр ВМС Фелан в духе Джона Белуши сказал, что годовщина Перл-Харбора наступит 7 июня.
Как мы помним по финальному ролику этого фильма, Блуто Блутарски, которого играл Белуши, оказался в Сенате – и как раз-таки в комитете по вооруженным силам. Но то была всего лишь фантастическая комедия.
Об авторе
Билл Свитмэн – ветеран, удостоенный наград журналист, директор компании в аэрокосмической отрасли.