Разделы
Материалы

Мятежный регион. Сумеет ли Каталония получить независимость

Леонид Швец
Фото: Getty Images

Парламент Каталонии принял резолюцию об отделении от Испании. Испанские власти подали в Конституционный суд. Вечный спор Барселоны и Мадрида резко обострился

Решению об отделении предшествовали выборы в сентябре, на которых сторонники независимости получили большинство мест в парламенте. Они сделали свой ход, запустив 18-месячный процесс выхода из состава Испании. Результат скандального голосования: 73 за отделение, 62 против. Пойдя на этот шаг, каталонский парламент нарушил конституцию Испании, теперь с нарушителями нужно что-то делать, но мало кто понимает, что.

Ставки повышаются

Автономная область Каталония не первый раз пытается заявить о своих планах на самостоятельную жизнь. Прошлой осенью был объявлен референдум о независимости, но конституционный суд Испании запретил его. Тогда силами волонтеров был организован неофициальный опрос, в котором приняло участие два с половиной миллиона человек — половина избирателей Каталонии. 80% высказались за независимость. Юридической силы этот результат не имел, но впечатление произвел и тенденцию обозначил.

Еще раньше, в 2009–2010 годах, в разных муниципалитетах так же проводились консультативные опросы на ту же тему. Результаты были однозначны: в среднем 95%. В 2012-м 11 сентября, в национальный праздник Каталонии, на улицы Барселоны вышло больше миллиона человек.

Современную Испанию трудно даже представить без Каталонии.
Но, не исключено, придется

В общем, чего-то неожиданного в решении каталонского парламента нет. А растерянность испанских властей есть. На выход просится самый благополучный регион страны, чья экономика равна экономике Португалии. Уровень жизни в Барселоне повыше мадридского: 27 тыс. евро ВВП на душу населения по сравнению со столичными 22,5 тыс. Здесь производится четверть всего испанского экспорта. Здесь крупнейший средиземноморский порт страны. Здесь, в конце концов, играют две команды испанского чемпионата — "Барселона" и "Эспаньол".

Это благополучие и подталкивает каталонцев к мысли о независимости от Мадрида. Но не только оно. Этой истории очень много лет.

"Взмахнем серпом"

В основу национального гимна Каталонии положена песня жнецов — участников антииспанского восстания 1640 года: "Победоносная Каталония, в богатстве и изобилии заживешь ты, а со всеми гордыми и злыми покончишь". Зная исторический контекст, лучше понимаешь, кто эти гордые и злые. "Взмахнем серпом, защитники земли родной" — призывает припев.

На футбольных матчах, когда секундомер на табло показывает 17 минут 14 секунд, барселонские болельщики всем стадионом начинают петь песни о независимости: в 1714 году Барселона пала под натиском испанцев и с тех пор утратила самостоятельность. 11 сентября, день поражения, празднуется как главный национальный праздник. Когда поражение так вписано в национальную традицию, потребность компенсировать его победой возникает сама собой.

Местная история корнями уходит в глубокую древность, когда еще в V веке готы и аланы создали здесь государство, отсюда одна из теорий происхождения названия "Каталония": либо "земля готов", либо "Готалания". Большую часть средних веков Каталония входила в королевство Арагон, и только в IVI веке, когда монарший брак объединил арагонскую и кастильскую династии, Каталония стала частью испанской империи, но при этом весьма самостоятельной. Но в борьбе Бурбонов и Габсбургов за испанский трон каталонская знать сделала неправильную ставку, за что Филипп V Бурбон лишил регион привилегий, предварительно нанеся то самое поражение, которое каталонцы отмечают по сей день.

Дух непокорности, однако, никуда не делся, и именно Барселона стала центром республиканского движения во время гражданской войны 1936–1939 годов. Причины тут не только и не столько национально-освободительные, просто в индустриально развитой Каталонии было больше рабочих, зараженных социалистическими идеями. Но генералиссимус Франко, расправившись с республиканцами, жестоко отомстил Каталонии: введен был даже запрет на каталанский язык под угрозой уголовного преследования. И хотя к концу правления Франко запрет ослабел, а реставрация республики вернула и язык, и высокую степень регионального самоуправления, каталонцы обиду запомнили.

9 ноября каталонские законодатели большинством в девять
голосов приняли решение об отделении

Говорите по-каталански

Лучше сразу запомнить: все, что касается Каталонии, — каталонское, а язык тут — каталанский. Это вовсе не какой-то испанский диалект, а старый самостоятельный язык, входящий в окситано-романскую группу, в то время как испанский — "кастильяно" — иберо-романскую. Ближайший родственник каталанского — окситанский язык, на котором сочиняли свои песни средневековые трубадуры и на котором до сих пор говорит около двух миллионов человек. Кстати, в нынешней Каталонии три официальных языка: каталонский, окситанский и испанский.

Зная только испанский, беглую речь на каталанском понять невозможно. И хотя в автономии больше людей ассоциируют себя с испанским языком, чем с каталанским, 47% против 37%, подавляющее большинство — 78% населения — так или иначе говорит по-каталански. В быту никакой языковой враждебности не существует. Здесь не испанцев не любят, а испанское правительство. В ответ на испанскую фразу собеседник тут же перейдет на испанский. Правда, потом может опять вернуться к каталанскому, но не из-за вредности, а в силу темперамента. В сельской местности каталанский доминирует, в Барселоне — пятьдесят на пятьдесят.

Работа по популяризации языка ведется неустанная, обязательное бесплатное образование в автономии — на каталанском. В официальном делопроизводстве он доминирует, в уличных указателях можно не найти испанского дублирования. Для получения вида на жительство нужно закончить языковые курсы и записаться в каталанскую библиотеку, их тут множество. В результате многие выходцы из других регионов Испании бегло говорят на каталанском.

Между прочим, каталанский не ограничен Каталонией — это официальный язык государства Андорра, испанской автономии Валенсия, на Балеарских островах, на итальянской Сардинии и во французском департаменте Восточные Пиренеи. На нем говорит больше людей в Европе, чем на финском или на датском.

Языковой проблемы в Каталонии, таким образом, не существует. Но гордости местному народу эта своеобычность добавляет неизмеримо.

Эстеладой каталонцы называют символизирующий независимость стяг,
где к красным и золотым полосам официального флага добавлен
треугольник со звездой

Вся жизнь — игра

Но, конечно, мировым символом Каталонии является "Барселона" — один из лучших футбольных клубов мира на протяжении многих лет, неоднократный обладатель всех возможных призов. Матчи с его участием — всегда шоу с демонстрацией национальных знамен и распеванием каталонских песен. Каталонская идентичность — одна из важнейших маркетинговых составляющих клуба. Среди болельщиков "Барса" даже носит прозвище "сепаратисты", а матчи с мадридским "Реалом" имеют принципиальный характер не только потому, что встречаются старые спортивные соперники, но идет борьба двух столиц, одна из которых не собирается мириться со своей второстепенностью. Говорят, даже при Франко на стадионе была негласно разрешена каталанская речь — легче принять, чем укротить.

Характерный эпизод. В прошлом году в честь национального дня Каталонии игроки "Барсы" на матч с "Атлетиком" вышли в форме не клубных цветов, а в футболках национального флага — красно-золотых. Даже местный "Эспаньол", несмотря на свое название, старается подержать общую традицию: президент клуба перед телекамерами проголосовал за независимость. А название клуба давно пишется на каталанском: Espanyol, а не Español, как было бы по-испански.

Местным политикам требовалось немного, чтобы подхватить и поэксплуатировать фанатские формы самоутверждения — массовые и красочные. Футбол для популяризации идей независимости сделал максимально много. Однако сам стал заложником политических игр.

Дело в том, что "Барсе" каталонская независимость нужна меньше всего. Во всем мире клуб воспринимают как лидера испанской Ла Лиги, его лучшие игроки играют в сборной страны, а основные финансовые поступления — от демонстрации матчей внутреннего чемпионата Испании. В Каталонии всего четыре клуба: сама "Барселона", "Эспаньол", во второй лиге выступают "Жирона" и дубль "Барселоны". Выпадет Каталония из Испании — "Барселона" выпадет из футбольной жизни планеты. Кого это обрадует?

Сейчас, когда игра в независимость вдруг стала неожиданно серьезной, представители "Барселоны" стараются держаться подчеркнуто нейтрально и заявлений на эту тему не делать.

Глава правительства Каталонии Артур Мас, занимающий пост с 2010 года, последовательно добивается независимости от Мадрида

Не пущать?

Обострение вопроса независимости Каталонии в последние годы связано с двумя главными причинами. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, больно ударил по Испании, та в попытке справиться с проблемами ужесточила централизацию в финансовых вопросах, что не понравилось властям автономии. В борьбе друг с другом местные партии все дальше уходили в радикальную риторику, пока она их вплотную не подвела к вопросу: отделяться?

Премьер-министр Испании Мариано Рахой в ответ на решение каталонского парламента без обиняков заявил, что Каталония никогда не получит независимость. А министр иностранных дел Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо просто назвал произошедшее в Каталонии мятежом. Хотя, очевидно, это абсолютно мирный мятеж, без малейших агрессивных проявлений.

Важный момент: во всех опросах получавших такую горячую поддержку каталонцев вопрос о независимости тесно увязывался с будущим страны в Европейском союзе. Каталонцы не собираются отгораживаться барьерами от Испании, они хотят стать в Европе без границ такими же, как Испания. Но никто не знает, как это сделать без ущерба для всех.

По европейскому законодательству только страна — член Евросовета может принимать решение о предоставлении части своей территории статуса "фундаментальной политической и конституционной автономии". То есть Барселоне не обойтись без разрешения Мадрида. Но даже если это разрешение последует, независимой Каталонии придется пройти всю процедуру вступления в Евросоюз по новой, то есть таки выпасть из ЕС на неограниченное время.

Кстати, неожиданный прецедент придется решать уже следующему правительству Испании: в декабре пройдут парламентские выборы. И от участников предвыборного процесса в первую очередь будут требовать ответа на вопрос о каталонском кризисе. Отмолчаться уже не получится.