10 декабря в Перемышле один из участников митинга выкрикнул на польском языке "Смерть украинцам". Фокус разбирался, что это: единичная провокация маргинала или сигнал о кризисе в украинско-польских отношениях
Не считая острых вопросов исторической памяти, на официальном уровне отношения Польши и Украины практически безоблачные. В начале декабря во время визита украинского президента Петра Порошенко в Польшу были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере обороны, а также соглашение по вопросам энергетического сотрудничества. Периодические выходки радикальных националистов в польских регионах заставляют усомниться в том, что все на самом деле так гладко.
Не первый случай
Три года назад польская и украинская молодежь организовывала в Варшаве, Люблине, Вроцлаве, Гданьске и Кракове акции в поддержку Евромайдана. Польское правительство приглашало на лечение раненых участников Революции достоинства. В польских университетах проводили конференции, посвященные украинскому вопросу, украинские студенты получали специальные стипендии и квоты при поступлении в высшие учебные заведения, а сувенирные ларьки в Варшаве пестрели украинскими флагами.
Несмотря на внешнюю идиллию, в истории украинско-польских отношений есть сложная страница – УПА. Тема исторической памяти становится поводом для провокаций со стороны польских радикальных правых. Два года назад под украинским посольством звучали лозунги "Львов и Волынь помним. Бандеровцам жить не дадим" – поводом стали фотографии студентов Восточноевропейской высшей школы с флагом УПА. Была и нашумевшая история с преподавателем Вроцлавского университета Богуславом Пажем. Он в социальной сети назвал украинских студентов "майданобандеровцами" и "паразитами", которые учатся за счет поляков.
В конце июня этого года в польском Перемышле радикальные правые напали на процессию греко-католиков и православных. Последние шли из собора на местное военное кладбище после панихиды по Украинским сечевым стрельцам. Еще спустя несколько месяцев председателю Фонда Международной Солидарности, экс-министру иностранных дел Польши Кшиштофу Становскому пришлось принести извинения за осквернение украинских могил в Верхрата праворадикальной националистической организацией.
Видео: Prostir Портал українців Польщі
Тучи на границе
Журналистка порталов Eastbook и Наш вибір Елена Бабакова отмечает, что данные социологии об отношении поляков к украинцам противоречивые. С одной стороны, есть февральский опрос Центра исследования общественного мнения, согласно которому отношение поляков к украинцам несколько ухудшилось. Тем не менее, по данным опроса, ухудшилось отношение почти ко всем приезжим – как следствие миграционного кризиса ЕС и неполиткорректной риторики СМИ. С другой стороны, октябрьский опрос Всемирной организации по делам миграции показал, что большинство поляков относится к украинцам с уважением и доверием, считает их культурно близкими, но боится наплыва экономических мигрантов.
"Есть субъективное ощущение, что атмосфера польско-украинских отношений портится. Украинцев стало больше – стало больше ситуаций, которые люди квалифицируют как проявление ксенофобии. Опять же – миграционный кризис, острая антимигрантская риторика в некоторых Facebook-сообществах. На телеканалах политики чаще стали позволять себе если не агрессивные, то точно неполиткорректные высказывания", - отмечает Елена Бабакова.
Главный редактор портала украинцев в Польше prostir.pl Игорь Исаев отмечает, что ухудшение отношения поляков к украинцам – не единичный случай или акция маргиналов. По его словам, тенденцию можно наблюдать на примере Перемышля и всего востока Польши с начала войны в Украине и аннексии Крыма.
"На местах картинку для медиа, в том числе российских, организовывают определенные группы. Например, "Патриотический Перемышль", – неформальная группа, которую создали после начала войны в Донбассе. Она стала заметной в Перемышле и восточной Польше. Группа постоянно пытается присутствовать в публичном пространстве. Под лозунгами "Польша должна бороться с бандеровской идеологией" они понимают, что Польша должна бороться с любыми проявлениями украинской национальной жизни", - объясняет Игорь Исаев. Он связывает "Патриотический Перемышль" не только с организацией "Марша орлят"10 декабря, но и с нападением на местную украинскую церковную процессию в июне.
Шествие орлят
Если раньше была реакция на любые обострения, связанные с национальными меньшинствами – украинцами, немцами, литовцами, то теперь польское правительство не вмешивается в региональные конфликты
В Перемышле нередки выходки польских правых. "Марш орлят", как и шествие возле Украинского народного дома в этом году проходит не впервые. Два года назад акция правых была еще более массовой. Тогда скандировали "znajdzie się kij na banderowski ryj" ("Найдется палка на бандеровское рыло". - Фокус).
В этом году, по словам журналиста prostir.pl, присутствовавшего во время шествия, все было более сдержанно. Намного опасней самого факта шествия, по мнению Игоря Исаева, его поддержка официальными представителями. "Отличие марша в этом году в том, что он проходил под патронатом государственных польских институций и политиков при власти. Среди них местное отделение Института национальной памяти и Культурный центр, депутат Сейма Войцех Бакун и мер Перемышля Роберт Хома. Только это заставило обратить большее внимание на мероприятие", – говорит Игорь Исаев.
Шествие было названо"Маршем орлят перемышльских и львовских" в честь молодых бойцов в польско-украинской войне за Галичину 1918 года. Тем самым напоминая, что Львов в 1920 году достался Польше. Посольство Украины в Польше потребовало от официальной Варшавы осуждения марша в Перемышле, однако та не спешит с реакцией.
Нулевая реакция
Государственная политика Польши по отношению к Украине после прихода к власти партии "Право и справедливость" (ПиС) не изменилась. Единственное отличие – Варшава перестала быть чувствительной к обострению национального и религиозного вопроса в регионах.
Избирательную слепоту видит и Игорь Исаев: "ПиС выбрал другую стратегию: если раньше была реакция на любые обострения, связанные с национальными меньшинствами – украинцами, немцами, литовцами, то теперь правительство не вмешивается в региональные конфликты. Как результат – националистические и региональные организации уже привлекают официальных представителей. Они перестали быть маргинальными". Доказательно словам Исаева – присутствие мэра Перемышля на митинге правых.
Польские власти редко официально осуждают ксенофобские действия правых, не говоря уже о наказании. "Министр внутренних дел Мариуш Блащак характеризует такие эпизоды как "выходки" и призывает не делать из мухи слона. В то же время, когда нескольких польских мигрантов летом избили в Британии, в Лондон полетели сразу трое польских министров и объявили о разгуле ксенофобии после Brexit. Это похоже на безответственную и лицемерную позицию", – говорит Елена Бабакова.
Рука Кремля
После большинства провокаций радикальных правых в Польше прокремлевские российские медиа пестрят заголовками об антиукраинских настроениях в Польше. "Марш орлят" не стал исключением. Например, на сайте "Вести.RU" появился материал с заголовком – "Марш орлят" в Польше с резкими антиукраинскими лозунгами шокировал диаспору".
- Читайте также: Еще дружба не сгинела. Как манипуляции вокруг Волынской трагедии рассорили поляков и украинцев
Об опасности ловушек российской пропаганды Фокусу рассказал историк и публицист Васыль Расевич. "Не стоит сводить единичные события к уровню явления – представлять такие факты как позицию польского государства и всего польского общества. Это главный манипуляторный принцип российской пропаганды. Один из платных российских провокаторов выкрикивает в провинциальном Перемышле: "Смерть украинцам!", а российские медиа подают это как: "В Польше призвали убивать украинцев", – говорит Расевич. Тем не менее, историк соглашается, что вина не только на российских и украинских медиа, но и на правительстве ПиС, которое не противодействует надругательствам над украинскими памятниками и могилами в Польше. "Молчание в этом случае означает солидарность. Власть не имеет права допускать такие акты вандализма и должна карать за это. Иначе она – соучастница процесса", – резюмирует Расевич.
Игорь Исаев считает, что российское влияние на организаторов "шествия" минимальное. "Кремль в Польше – скорее наблюдатель, чем активный игрок. Там всегда существовали антиукраинские настроения, но были и антинемецкие и антисемитизм. Три "анти" еще со времен Средневековья. Когда Польша вступала в ЕС – поляки хотели быть открытыми миру. Сейчас все меняется и это – общеевропейская тенденция. Из-за этого ПиС и пришли к власти. Россия смотрит и думает, как ситуацию можно использовать".