Профессор Пол Баби рассказал Фокусу о своих украинских корнях, связи между религией и правом и о том, как выжить благодаря науке
Карьере этого 50-летнего правоведа можно позавидовать: за 22 года преподавания и научных исследований Пол Баби успел посотрудничать с лучшими учебными заведениями мира: Мельбурнским, Оксфордским и Аделаидским университетами.
В последнем из них профессор Баби создал исследовательский отдел, который изучает взаимосвязь между обществом, религией и правом.
Фокус узнал у профессора о том, как религиозность влияет на загрязненность среды, чьи права отстаивают современные конституции и кто провоцирует Апокалипсис.
КТО ОН
Ученый-правовед, писатель, священник Украинской католической церкви, профессор юриспруденции и руководитель Исследовательского отдела по изучению общества, права и религии при Аделаидском университете (Австралия)
ПОЧЕМУ ОН
В 2016 году выходит его книга Climate Change, Private Property and Religion ("Изменение климата, частная собственность и религия"), в которой он показал, как связь между религией и правом собственности влияет на экологическую ситуацию на планете
Верховенство права
О том, кем он станет, когда вырастет, Пол знал с детства. Его отец работал юристом. "О том, что такое юриспруденция, какие возможности она дает, я знал с раннего детства, — вспоминает мой собеседник. — Папа действительно очень повлиял на мой выбор".
Отец Пола — гордость семьи иммигрантов, первый из родственников, кто получил на новом месте высшее образование, и не где-нибудь, а в Университете Британской Колумбии, одном из престижнейших канадских вузов.
Достаточно спросить Пола о том, откуда иммигрировали его предки, и становится понятно, почему в своем плотном графике австралийско-канадский профессор нашел "окно" для интервью с украинским изданием. "Родители моей бабушки (по отцовской линии. — Фокус) эмигрировали в Канаду из Западной Украины в 1890-х, они стали одними из первых украинских переселенцев, которые приехали в эту страну, — с улыбкой говорит Баби. — Бабушкин муж, мой дедушка, тоже был из родом из Западной Украины. Переехал в Канаду в 1920-х".
В детстве Пол, правнук украинских эмигрантов, любил слушать историю о том, как дед добрался до Ливерпуля, где, выбирая между Бразилией и Канадой, предпочел северный вариант. "Он направился в Галифакс, побывал на знаменитом Pier 21, воротах для эмигрантов, и там чиновник из миграционной службы, заполняя документы, неправильно записал его фамилию" — так украинец Бабий стал канадцем Баби.
"Внуки эмигрантов обычно уже не говорят на языке дедов, — с сожалением констатирует профессор. — Но нашей семье удалось отстрочить это: мой отец свободно говорит и читает на украинском. Однако он женился на неукраинке, поэтому ни я, ни моя сестра никогда не изучали ваш язык".
Отец стал главной, но не единственной причиной, подтолкнувшей Пола к выбору профессии. Парень внимательно следил за происходящим в мире. "Лет тридцать пять тому назад право действительно казалось мне единственным проводником или, если хотите, инструментом для достижения позитивных социальных перемен, — ностальгирует Баби. — Я много читал — и о предоставлении свобод афроамериканцам, и о Суде Уоррена, когда благодаря председателю Эрлу Уоррену Верховный суд США с 1955-го и до конца 1960-х принял немало прогрессивных решений".
"Родители моей бабушки эмигрировали в Канаду из Западной Украины в 1890-х, они стали одними из первых украинских переселенцев, которые приехали в эту страну"
Наблюдать из Канады за соседней страной — одно, а следить за переменами в собственном государстве — другое. Последние сомнения в выборе профессии были развеяны, когда в 1982-м Канада приняла новую декларацию прав. О ней достопочтенный профессор и сейчас вспоминает с тем же восторгом, с каким подросток говорил бы о своем первом мотоцикле. Эмоции человека, который вдруг узнал о том, что может многое изменить, неподдельны, их ни с чем не спутаешь.
— Канадский свод законов, который был принят в 1960-х, меня, естественно, интересовал, и я много читал о нем. Но представьте: в 1982-м мы принимаем свою Хартию прав и свобод. Я стал свидетелем того, как моя страна выбрала американизированный способ защиты прав. История творилась на глазах, и это было волнующе.
Тогда же Пол Баби с головой нырнул в пятьдесят оттенков теории политики, философии, экономики, права, социологии. Он знал: путь к карьере открывает поступление в юридическую школу. Чтобы попасть туда, сначала нужно получить диплом бакалавра. Парень взялся за учебу и с удивлением обнаружил, что ему это нравится.
Опиум для народа
Профессор Баби признает: как только он понял, что право — не единственный рычаг воздействия на жизнь и способ мышления людей, сразу же занялся поиском других рычагов. Кто ищет, тот находит.
Когда вы впервые задумались о связи между правом и религией?
— Спустя 7-8 лет после начала своих исследований. Конечно, я был не первым, кто увидел эту связь. Однако других ученых интересовала один и тот же аспект: раз государство решает предоставить своим гражданам свободу вероисповедания, насколько активно церкви позволено вмешиваться в политическую жизнь страны? Одним словом, все ищут связь между церковью, государством и свободой вероисповедания. Я же переключился на связь между правом и теологией.
На тот момент Пола интересовало одно: чем отличается влияние разных религиозных идей на развитие права в стране. Баби пришел к неожиданному выводу: оказалось, какую бы религию он ни исследовал, — монотеистическую, вроде христианства, или политеистическую, вроде буддизма, — она обязательно будет отстаивать права общины — некоего коллектива или группы, существующей в обществе. А права и свободы отдельно взятого человека при этом будут отодвигаться на второй план.
Фото: Flickr
Чем приоритеты церкви отличаются от приоритетов государства?
— Большинство современных законов основаны на либеральной теории, которая ставит на первое место индивида. К примеру, у меня есть свобода слова, свобода вероисповедания, право голосовать, свобода передвижения. И все это работает во благо одной-единственной личности.
Религия же начинается с попыток ответить на вопросы "Что полезно для общины?", "Что хорошо для каждого как для члена группы?"
Если взглянуть на самые ранние периоды истории человечества, религия и право были одним и тем же, они были заточены под одно. Давайте возьмем дохристианскую эпоху, египетскую или вавилонскую цивилизацию. Мировоззрение, восприятие мира, космоса, природы и всего вокруг — все это объяснялось унифицированной системой. А система эта влияла на то, в каких отношениях вы состояли с мужем или женой, с королем или политической структурой, с Богом. Мы сейчас говорим о религии, но называем суть законодательства — определять отношения между людьми.
Избежать Апокалипсиса
Профессор Баби вспоминает: подтвердив свое предположение о том, что с некоторых пор у религии и законодательства разные приоритеты, он еще больше заинтересовался этой темой.
— Православный теолог Иоанн Зизиулас выдвинул любопытную теорию, — Баби умолкает, видимо, пытаясь сформулировать ее "для чайников". — Он утверждает, что ни вы, ни я не можем считаться индивидуумами, если только мы не члены общины. Все ваши поступки — результат влияния на вас других людей и в то же время причины их будущих действий.
Исходя из этого, об общине нам не следует думать как о кучке независимых и независящих личностей. Следует воспринимать общество как коллектив, каждый член которого связан с остальными какими-то узами — необязательно брачными или родственными.
Судя по названию вашей новой книги, вы привязываете к теологии и праву еще и глобальное потепление. Как эта тройка связана между собой?
"Что если право собственности — это неотъемлемая часть нашей человеческой натуры? В таком случае собственность — это всего лишь способ проявить жадность, часть человеческой сущности. И ничего в таком случае не изменить. Это означает, что мы обречены себя уничтожить"
— Чтобы объяснить это, предлагаю вернуться к основному предмету, который я преподаю, — собственности. Что такое собственность? Большинство людей скажут вам, что это материальные вещи, такие как футболка, книга, машина, дом.
Теоретики-правоведы, экономисты, философы скажут вам, что собственность — это три важных права. Право на использование чего-то, право не дать другим воспользоваться этим и право передать право на пользование, когда, владея чем-либо, я могу продать его вам, сдать в аренду, передать, подарить или уничтожить, лишив себя и других возможности этим пользоваться.
Раз у меня есть право распоряжаться всем, что мне принадлежит, по своему усмотрению, значит, я могу позаботиться о том, чтобы моя собственность не причинила вреда другим людям. И наоборот.
Разъезжать ли нам на машинах, работающих на бензине, или на электромобилях? Использовать для нужд корпорации уголь или зеленые источники энергии? Мы сами выбираем, как использовать свою собственность, — и выбор этот в большинстве случаев в пользу выброса парниковых газов. Таким образом мы вносим свою лепту в ускорение глобального потепления и изменения климата. То есть между собственностью и нашими действиями по отношению к окружающей среде определенно есть связь. И последствия — парниковые газы, загрязнение атмосферы.
А теперь давайте вернемся к религии. Чему учит нас религия? Поддерживать общину, ведь мы всегда так или иначе связаны с другими людьми. То есть религия учит ставить интересы общины, коллектива на первое место, а свои — на второе. Верующий человек будет думать о том, как ему поступить, чтобы не причинить вред окружающей среде и другим людям. У атеиста такого вопроса не возникнет.
Можно ли изменить природу собственности, чтобы изменить будущее?
— Знаете, на этот вопрос у меня пока нет ответа. Чем больше я думаю о своей карьере ученого, тем отчетливее осознаю: вопрос, который вы только что задали, всегда был моей основной целью, я всегда пытался на него ответить, но до сих пор мне это не удалось.
Может, собственность — это всего лишь часть социальной концепции? Если это так, то ее можно изменить, пусть на это и уйдут годы.
А что, если право собственности — это неотъемлемая часть нашей человеческой натуры? Давайте примем как данность, что человеческому роду свойственна жадность. В таком случае собственность — это всего лишь способ проявить жадность, часть человеческой сущности. И ничего в таком случае не изменить. Это означает, что мы обречены себя уничтожить.
После небольшой паузы наступает момент, который рано или поздно должен был наступить: к Баби-ученому присоединился Баби-священник.
— Знаете, я не теряю надежду. В человеческую природу заложена не только жадность, но и социальный компонент. Поэтому у человечества есть шанс изменить отношение к собственности и повлиять на свое будущее.
- Читайте также: Киево-Печерская и Почаевская лавры будут принадлежать украинской автокефальной церкви, — патриарх Филарет
Исследования показывают, что к частной собственности люди привыкли не так давно — примерно за последние четыре-пять столетий. До этого гораздо более распространенным был концепт в некотором смысле коллективной собственности. Культурные общины, научные, и не только они, работали именно на благо общества.
Что же произошло? За последние несколько веков либерализм и неолиберализм утвердили право собственности в жизни каждого из нас, это право словно приросло к нам, мы не представляем себе существования без него. Однако мир может переориентироваться и спастись — вот о чем я говорю.
- Читайте также: Не сдаваться. Ярослав Грицак о том, как украинцам выжить в мире популизма и невыполненных обещаний
Если вы правы, то переориентировка должна касаться не только взрослых, но в первую очередь детей. Как донести до них столь сложную проблему?
— Школьникам я бы рассказал об этом так: "И закон, и религия будут подталкивать вас к мыслям о том, как помочь другим, вместо того, чтобы фокусироваться исключительно на себе". Религия только на этом и держится. Что касается права, думаю, оно ставит перед собой ту же цель, но для ее достижения не всегда выбирает правильные средства.