Разделы
Материалы

Так говорил Далай-лама. Зачем украинцы ездили в Малый Тибет и какие откровения поведал им лидер буддизма

Галина Ковальчук
Фото: Ульяна Рудич

Украинские педагоги съездили в Малый Тибет и побывали на аудиенции у Далай-ламы XIV. Фокус узнал, как живут тибетцы в изгнании, чему они учат детей и почему главный буддист мира уверен, что Украина победит Россию

Далай-лама XIV — прогрессивный духовный лидер, который не только проповедует идеи ненасилия и примирения, но и в курсе геополитических процессов, активно общается с учеными. В колонке для The New York Times он писал: "Если наука докажет, что те или иные верования буддизма неверны, тогда буддизм должен измениться. Я считаю, что у науки и буддизма одна цель — поиск правды и понимания реальности". Также Далай-лама считает, что образование — универсальный феномен, способный объединить человечество, поэтому религиозный лидер участвует в создании светской программы социального, эмоционального и этического обучения.

Все это выяснили 16 украинцев — участников экспедиции в Дхарамсалу. Александр Элькин, глава общественной организации EdCamp Ukraine, рассказывает о встрече с Далай-ламой XIV и о том, какие принципы тибетского образования могут пригодиться украинским учителям.

Обмен дарами. В начале аудиенции украинская группа вручила подарки Далай-ламе XIV, и он поговорил с каждым участником

Малый Тибет

Дхарамсала — небольшой индийский город, расположенный в предгорьях Гималаев. Его называют Малым Тибетом, ведь из 31 тыс. населения города 11 тыс. составляют тибетцы, которые нашли здесь убежище. В 1950 году Китай ввел войска в Тибет, в 1959-м тибетцы подняли восстание, в результате которого десятки тысяч человек погибли, а тибетские монастыри разрушались или закрывались. Далай-лама по настоянию его окружения принял решение уйти из Тибета. Вместе со многими соотечественниками он направился в Индию через Гималаи. В Дхарамсале при содействии тогдашнего премьер-министра Индии Джавахарлала Неру Далай-лама основал Тибетское правительство в изгнании и выступил духовным и политическим лидером тибетцев. С тех пор тысячи тибетцев повторили маршрут Далай-ламы, переходя Гималаи. Часто отправляли только детей с поводырями, так как родители по разным причинам не могли уйти.

Встретиться с человеком такого ранга, как Далай-лама, непросто. К поездке украинцы готовились около полугода. Нужно было не просто согласовать дату аудиенции, но и получить разрешение на съемку и заранее утвержденный список гаджетов, которые можно взять с собой, — тибетского лидера тщательно охраняют. Протокол самой аудиенции не менее строгий: вступительные слова обеих сторон, сессия вопросов и ответов, вручение подарков, групповой портрет. "Первое, что сделал Далай-лама, — поговорил с каждым участником нашей группы индивидуально. Так он буквально несколькими словами снял стресс, во время встречи много шутил и задорно, по-детски, смеялся", — рассказывает Александр Элькин.

Все мы люди. Когда ребенок рождается, он не знает своей национальности и религии, поэтому дети играют вместе

Украинских педагогов больше всего интересовало, как построен образовательный процесс в Малом Тибете. Выяснилось, что тибетцы многое делают для адаптации детей-беженцев. У них даже есть специальная школа "Детская деревня" — это интернат, где принимают всех детей, заботятся о том, чтобы они интегрировались в новую жизнь. В Малом Тибете работает около 70 светских школ. В отличие от Украины, где учителя часто жалуются на переполненные классы, в Дхарамсале учеников в последние годы стало значительно меньше, потому что люди уезжают в другие страны. В классах в среднем по 15–20 детей, и это расстраивает учителей.

При поддержке Далай-ламы американский Emory University и индийская образовательная организация Vana Foundation разработали методики социального, эмоционального и этического обучения (SEE Learning). Они предназначены как для школ, так и для вузов, а также обучения взрослых. Цель этих методик — воспитывать сочувствие и другие человеческие ценности, этическую компетенцию в целом. Для этого разработаны детальные методики и подходы, в частности, учителя помогают детям тренировать внимание, развивать системное мышление, справляться со стрессом и конструктивно слушать друг друга. Эти методики уже апробируются в 100 учебных заведениях в странах Европы и США, в разных возрастных группах. Авторы планируют сделать их доступными для всех. Помимо этого тибетцы практикуют традиционные методы обучения, которые могут пригодиться и украинским учителям.

Что увидел Александр Элькин

В Тибете есть особая традиция отношений учителя и ученика и четкие требования к обоим. Учитель должен обладать такими качествами: знания, которые превышают знания ученика; он должен вести спокойный образ жизни и быть скромным; должен уважать других и ставить их выше себя; иметь обузданный ум и терпение. Даже видя недостатки других, учитель должен контролировать собственное эго.

Единственное требование к ученику — развивать интерес к учебе. Ученик имеет право проверять учителя и должен все подтверждать логикой. В тибетской философии есть тезис о том, что нельзя принимать на веру все, что тебе говорят. Поэтому дебаты у тибетцев происходят на трех уровнях: что я думаю, что я делаю и что я говорю. В этих трех измерениях участники дебатов задают друг другу вопросы по самым разным темам, это позволяет воспитать критическое мышление. Задача того, кто задает вопросы, — подвести отвечающего к логической несостыковке в том, что он думает, делает и говорит.

Нынешнее образование, отражая конвейерную модель индустриального века, по-прежнему ориентировано на материальные ценности. Наша задача — воспитать прежде всего хорошего человека, а мы об этом забываем. В украинских реалиях мы считаем, что хорошим человеком быть немодно. А Далай-лама уверен, что задача как раз в этом. И в тибетских школах это в приоритете.

В Дхарамсалу мы ехали за ответом на вопрос о "мягких" навыках, необходимых в будущем, в отличие от "твердых" навыков, академических знаний, о которых мы так заботимся. В том, как развивать эти "мягкие" навыки, страны Запада пока не выработали системного подхода, а в Малом Тибете я впервые увидел, что есть системное решение, которое можно применять, причем для всех возрастных групп.

Далай-лама много говорил о том, что часто мы воспринимаем религию как обряд. И за рутиной, нарядами, праздниками у нас нет понимания, что происходит на уровне сердца. Не все религии, к сожалению, дружат. Есть противостояние и мало примеров межрелигиозной толерантности. Его Святейшество приводил в пример Индию и Сингапур, где много делают для религиозного многообразия. На самом деле в Украине тоже существует много религиозных групп, и нам есть чему поучиться в плане принятия друг друга.

Причина разногласий одна и та же — непонимание инаковости другого человека. Для этого нужно находиться в состоянии диалога, к чему и призывает Далай-лама. В свою методику он включает компонент духовности, который можно применять вне зависимости от того, верующий человек или атеист. Наша страна светская, по Конституции церковь отделена от государства, но духовность — это не о религии, а о хорошем человеке. Если мы будем в школе растить хорошего человека не на отдельных уроках социально-эмоцио­нального обучения, а на всех дисциплинах, это будет очень важно. Главное — подобрать для этого грамотные инструменты.

Правда Далай-ламы

Вы — украинцы, европейцы, я — тибетец, азиат. Я буддист, вы, возможно, христиане. Но не нужно акцентироваться на разнице между нами, в этот момент все мы — человеческие существа. Все мы появились на свет одинаково и так же одинаково умрем. Поэтому, пока мы живы, давайте перейдем на более глубокий уровень и осознаем, что все мы люди. Эмоционально, умственно, физически мы все одинаковые.

Когда ребенок рождается, он не знает своей национальности и религии, поэтому дети играют вместе. Мы должны развивать этот дух человеческого единства. И чтобы распространить его среди семи миллиардов человек, нам нужно образование. Современное образование учит гигиене тела и материалистическим ценностям, ему очень недостает сердечности. Это не имеет никакого отношения к религии. Нам нужно включить в обучение гигиену эмоций — умение сохранять душевный покой и ментальное здоровье.

Научно доказано, что все мы социальные существа. Вместе нас сводят и удерживают эмоциональные вещи: сочувствие и любовь. Наша личная жизнь сильно зависит от остального сообщества, в первую очередь от семьи. Неподдельное счастье семьи зависит от душевного покоя, а он, в свою очередь, — от доверия, сочувствия и настоящей доброты.

Украина — это Запад. То, что вы боретесь за свои права и независимость, политически правильно. Иногда я чувствую, что маленькие нации могут легче, чем большие, развивать новые идеи. Когда вы их внедрите и получите позитивный результат, большие нации обратят на вас внимание. Думаю, вы как страна, граничащая с большой нацией, можете сделать огромный вклад в продвижение идеи мира.

Возьмем китайских коммунистов и нас, тибетцев. Их сила в оружии, наша — в правде. В краткосрочной перспективе сила оружия побеждает, но в дальнейшем правда будет сильнее. Посмотрите на Индию во времена борьбы за независимость от Британской империи. У Ганди не было оружия, а у британцев была большая армия. Но британский империализм был побежден правдой Махатмы Ганди. Это лишь один пример. Маленькие нации могут продвигать ненасилие и создать мирный XXI век, век диалога. Вы маленькая нация, рядом с вами большой сосед, но не думайте о масштабах, думайте о том, что на вашей стороне правда.

Особенности жизни в Малом Тибете

В первые несколько дней мы ощущали головокружение от недостатка кислорода. Дхарамсала - не самая высокая точка Гималаев, но качество воздуха здесь разительно отличается от равнинного. Много параллелей можно проводить с Крымом: виды совершенно крымские, но вместо моря – тибетские храмы.

В первые два дня экспедиции мы знакомились с культурным наследием Тибета. Побывали на водопаде высоко в горах, познакомились с местными жителями. Мы быстро стали "звездами", потому что местные очень любят фотографироваться с белыми людьми. Индийские мужчины окружали наших женщин и просили сняться, потому что у них такой снимок приносит удачу, они их выставляют в Фейсбук.

У тибетцев есть красивая церемония развешивания молитвенных флажков. У каждого из нас было семь флажков разного цвета, на которых мы рядом с молитвами писали имена наших близких. Затем мы их соединили в огромную гирлянду, совершили специальный обход за благополучие Украины и вывесили у подножия резиденции Далай-Ламы. Также мы увидели фотографии тибетской "небесной сотни", вывешенные в Дхарамсале. Это тибетцы, которые остались на оккупированной Китаем территории, и в качестве протеста сожгли себя перед представительствами власти или посольствами.

Тибетскую кухню составляют в основном супы и похлебки, рис, овощи. Мяса практически нет, оно слишком дорогое. В отличие от высокогорного климата Тибета в Дхарамсале - влажный субтропический, с очень жарким летом и холодной зимой. Тибетцы не очень хорошо его переносят. Также они рассказывают, что зимой Индия отключает электричество, чтобы люди не включали отопительные приборы.

Разорванные семьи – частое явление в Дхарамсале. Если тибетские дети совершили переход в Индию, впоследствии они никогда не встречаются с родителями. А если это происходит, то на границах Китая с разными государствами, но не с Индией. Наш проводник и соорганизатор поездки, монах и ученый Лобсанг Сопа в 21 год без родителей совершил такой переход. Он рассказывал, что смог увидеться с родными – но по разные стороны моста, и он мог только махать им и что-то кричать.

В Тибетском парламенте в изгнании сейчас состоят 46 депутатов. Они представляют всех тибетцев, включая сообщества, которые живут в Европе и США. Многие люди в светском аппарате управления Тибетом имеют зарубежное образование. Министр образования училась в США, жила в Канаде, но потом вернулась, чтобы развивать свою страну.

В правительстве Тибета есть должность – Государственный оракул. Предполагается, что в человека вселяется дух, который имеет доступ к информации в других мирах. Его понимает только Далай-лама и избранные монахи. В свое время, когда Далай-лама принимал решение бежать или оставаться в Тибете, он советовался с оракулом.