Разделы
Материалы

Мрамор Торлония: в Риме впервые открылась выставка античных статуй, собранная эксцентричным князем

Фото: La Repubblica | Статуи из коллекции Торлони готовят к экспозиции

Одна из крупнейших в мире коллекций древнегреческих и древнеримских статуй долгое время хранилась в подвале и никогда не демонстрировалась публике

В Риме открылась выставка античных скульптур, собранных известной итальянской семьей Торлони. Всего в коллекции более 600 экспонатов, однако, пока публике покажут только 92 шедевра. Об этом пишет Greek Reporter.

Коллекция мраморных и алебастровых статуй и бюстов собиралась на протяжении столетий, однако на всеобщее обозрение никогда не выставлялась. Более того, о ее существовании ходили слухи, но ее никто никогда не видел, кроме членов семьи.

Выставка мрамора Торлония
Фото: La Repubblica

Основателем династии Торлони (или Торлония) был предприниматель и банкир Джованни Раймондо Торлония (1755–1829), которому за ведение финансовых дел Ватикана римские папы Пий VI и Пий VII даровали ряд дворянских титулов, а в 1803 году сделали его князем Чивителла-Чези. Родом он был из Франции и носил фамилию Турлонэ. Первые предметы античной коллекции были куплены или обнаружены во время раскопок на территории поместья самим Джованни Раймондо. Затем коллекцию пополнял его сын Алессандро. Наиболее крупным поступлением стало собрание античной скульптуры знатного римского семейства Джустиниани, использованное для обеспечения ссуды и не выкупленное в срок.

Запертая в течении десятилетий комната, где хранилась часть коллекции

В 1875 году Алессандро открыл Музей Торлония в римском районе Трастевере. Но посетить музей можно было только по особому приглашению владельцев, так что взглянуть на античные скульптуры могли немногие. В 1948 году все знатные семьи Италии лишились своих титулов, когда была принята республиканская конституция, но семья уже бывшего князя продолжала себя вести так, будто ничего не произошло. В 1976 году семья Торлония закрыла музей под предлогом ремонта крыши. В результате дворец был перестроен в небольшие квартиры, а музей так и не открылся вновь. Историки античности довольствовались фотографиями шедевров из каталога музея, изданного в 1884 году.

Покрытые грязью скульптуры из коллекции Торлония
Покрытые грязью скульптуры из коллекции Торлония

С тех пор итальянское правительство не раз начинало переговоры с владельцами скульптур о продаже коллекции или о предоставлении ее для выставки, но безуспешно. В 2005 году семейство Торлония отклонило предложение продать коллекцию за 1,2 миллиарда евро. Соглашение о выставке, достигнутое в 2016 году, стало крупным прорывом, но проведение ее было отложено, поскольку в 2017 году умер глава семьи, князь Алессандро Торлония. Переговоры с наследниками заняли еще несколько лет, потом выставку снова не открыли из-за пандемии коронавируса.

Один из самых ценных экспонатов: барьельеф, изображающий порт Остия
Фото: La Repubblica

Теперь выставка, наконец, открыта, ожидается, что она будет действовать до 29 июня 2021 года.

Одним из немногих, кто видел статуи из коллекции, был журналист Дэвид Уилли из BBC. Он рассказывал, что снимал квартиру около 40 лет назад в перестроенном дворце. И, однажды, гуляя по зданию, обнаружил большую металлическую дверь. Журналист спросил у консьержа, что за ней скрывается и тот, после долгих уговоров, признался, что именно там хранится бесценная коллекция.

Дворец Торлония, перестроенный под квартиры/Все фото: ВВС
Фото из старого каталога

Журналист приложил все усилия, чтобы убедить консьержа пустить его взглянуть на скульптуры, и тот согласился, сказав, что "князь никогда никого не пустит внутрь".

"Статуи стояли в беспорядке в несколько плохо освещенных комнатах. Они были покрыты пылью, сажей и крысиным пометом. Для меня было настоящим шоком увидеть ценные и знаменитые произведения искусства в таком жалком, грязном, заброшенном состоянии", — вспоминает Уилли. И сейчас, когда выставка открыта, говорит, что не верил, что это когда-то произойдет, как и в тот факт, что сотни бесценный произведений искусства были "заперты в безвестности" на протяжении десятилетий.

Сейчас решается вопрос о том, чтобы отправить часть коллекции во временное пользование в Лувр, Британский музей и в американские музеи.