Разделы
Материалы

Америка на распутье. Почему Трамп проигрывает на старте избирательной кампании

Юрий Божич
Фото: Getty Images

Трамп вступил в избирательную кампанию-2020. Однако случись выборы сегодня, он проиграл бы любому из первой пятерки демократов

Свершилось. Отметив 73-й день рождения, Дональд Трамп начал во Флориде избирательную кампанию к президентским выборам 2020-го. Стал ли минувший вторник, как обещал хозяин Белого дома, "великим днем с большой толпой", это уж кто как оценит. Но сам очередной поход миллиардера во власть никакого эффекта разорвавшейся бомбы не возымел. Документы на свое переизбрание в Федеральную избирательную комиссию Трамп подал в день инаугурации — 20 января 2017 года. Такого до сих пор не приходило в голову ни одному правителю страны: в Вашингтоне принято порулить пару лет, прежде чем осчастливить народ заявлением о втором сроке. Если нынешнему главе государства горячей избирательной осенью следующего года все удастся, он станет 16-м президентом США, совершившим "дубль". Не считая, конечно, великого Франклина Делано Рузвельта, четырежды побеждавшего на президентских выборах. Но ключевое слово здесь — "если".

Мифоман на троне

Недавно на встрече в Айове Дональд Трамп поинтересовался у собравшихся, какой слоган сегодня более подходящий — Make America Great Again или Keep America Great ("Сделаем Америку вновь великой" или "Сохраним Америку великой") Сам он слегка обеспокоен, что аббревиатура последнего, KAG, как-то не очень правильно звучит. То ли дело MAGA — прямо нечто магическое. Написавший кучу книг с рекомендациями о формулах успеха, Трамп в некотором смысле стал одержимым всевозможными символическими жестами. Особенно, когда из бизнеса шагнул в мировую политику. Как пожать руку, чтобы показать превосходство. Какое прозвище придумать своему оппоненту, чтобы всем стало понятно, что он слабак. В этом прослеживается параноидальная склонность. Хотя французский психиатр Патрик Лемуан в своей последней книге "Психическое здоровье тех, кто создал мир" отмечает, что случай нынешнего главы Белого дома неклинический. "Я представляю его скорее как импульсивного человека, абсолютного мифомана", — резюмирует доктор. Однако и этих качеств хватает, чтоб хотя бы время от времени Трамп конструировал в своем воображении параллельную реальность, которую затем пытался навязать остальным жителям планеты. В этом смысле поздравление Владимира Зеленского американскому президенту по случаю его дня рождения — "Желаю Вам продолжать поддерживать весь мир в движении!" — звучит иронично. Трамп это, собственно, и делает. Другой вопрос — какими способами. И как их воспринимают в стране и мире. Во многом от этого будет зависеть судьба возможного второго срока для главы Соединенных Штатов.

"Дурачок Байден", демократы и шанс Дональда

Пока что, если судить по американским соцопросам, Трамп не стал фаворитом симпатий американцев. Окрестив по пути в Айову, где Байден проводил свою кампанию, этого главного своего оппонента дурачком и добавив: "Я называю его Джо на один процент", Трамп вскоре узнал, что уступает по популярности не только 76-летнему демократу, но и его четырем коллегам, готовым вступить в электоральную схватку с действующим американским президентом. Дружественный Трампу телеканал Fox News окатил его холодным душем цифр. Если бы все происходило сегодня и демократы выставили бы в спарринг главе Белого дома Байдена, поединок закончился бы со счетом 49% против 39% в пользу вице-президента США в администрации Барака Обамы. Берни Сандерс разгромил бы Трампа примерно с той же процентной разницей голосов — 49/40. Элизабет Уоррен одержала бы победу над Трампом при соотношении 43/41. Для Камалы Харрис и Пита Буттеджаджа результаты составили бы соответственно 42/41 и 41/40.

Трамп, конечно, пытается изображать хорошую мину при плохой игре, называя у себя в Twitter всякие опросы фейковыми. Но, во-первых, ему тут же припоминают заявления его же бывшего юриста Майкла Коэна. Тот в январе сего года признавался, что сфальсифицировал онлайн-опросы Трампа в 2014–2015 годах. А во-вторых, тычут его лицом в неутешительную социологию, предоставленную разными институтами.

О том, что в команде главы Белого дома присутствует элемент легкой паники, свидетельствует обнародованная на текущей неделе информация. В предвыборном штабе Трампа заявили, что часть его сотрудников, занимающихся изучением общественного мнения, будет уволена. Причина двойственная: низкий рейтинг американского лидера и тот факт, что эти внутренние данные просочились в газету The New York Times, телеканалы ABC и NBC, а также другие СМИ. Согласно им, Трамп проигрывает Байдену в 11 штатах по 10–15%.

Эми Дэвидсон Соркин пишет в The New Yorker, что биографии Трампа и Байдена различаются. Байден в возрасте 29 лет был избран в сенат и провел свою карьеру на государственной службе. В отношении же Трампа до сих пор так и неясно, обладателем какого миллиардного состояния он является.

Нынешний президент США любит называть себя честным парнем, хотя журналисты The New York Times насчитали фантастическое число случаев, когда его высказывания были диаметрально противоположны фактам действительности. Лорен Коллинз, автор книги "Поиск фактов в эпоху дезинформации", ко дню рождения политика "подарил" Фонду Трампа сайт, поскольку был обеспокоен отсутствием такового. Слоган, украшающий его шапку, весьма эмблематичен: Dives aut uniquus est, aut iniqui heres — "Богатый человек — это нечестный человек или наследник такового". Там можно прочитать издевательские интерпретации того, как основанный в 1988 году Фонд занимался благотворительностью три последующих десятилетия. Например, "господин Трамп лично внес в Фонд чуть более $5 млн, что превышает 0,05% его заявленной чистой стоимости в $10 млрд!" Кроме того, пишет Коллинз, "мистер Трамп чрезвычайно гордится своей независимой благотворительностью. В 2016 году газета Washington Post связалась с более чем 400 благотворительными организациями, чтобы собрать информацию о его благотворительности. И за период между 2008 годом и победой в республиканской номинации в 2016 году она обнаружила, что мистер Трамп пожертвовал более $5 тыс. на благотворительность!" Сумма, разумеется, "колоссальная". Особенно если учесть скандальные траты на порноактрису Сторми Дэниэлс, чтобы та молчала об их сексе в 2006 году. Или тот факт, что уже в апреле прошлого года стало известно: на президентскую кампанию-2020 Трамп — как обычно, загодя — сумел без труда собрать $28 млн.

Все эти "утечки" можно было бы назвать запоздалой атакой на действующего президента. Однако разворачивающаяся избирательная кампания пройдет именно так — с выуживанием скелетов из фамильных шкафов. Неважно, сколь давно, кто и как их туда упаковал. Собственно, сам Трамп ввел такие правила игры — еще когда его конкуренткой была Хиллари Клинтон.

Сила бедных. Бывший вице-президент США Джо Байден на Форуме кампании бедных людей в Вашингтоне обсуждает проблемы, касающиеся 140 млн малоимущих американцев

Огрехи трампономики

Даже экономика — конек, на который глава Белого дома с удовольствием присаживается, дабы рассказать соотечественникам о своих свершениях, — не всегда безотказно срабатывает в его пользу. Да, по данным исследования университета Квиннипака, примерно 70% американских избирателей говорят, что экономика страны "отличная" или "хорошая", но только 41% считает, что Трамп достоин за это похвалы. Еще 27% полагают, что он не заслуживает доверия. А 28% дают экономике оценку "не так хороша" или "бедна".

Оттолкнувшись от полной триумфа записи Трампа в Twitter "Экономика Трампа бьет все рекорды, и многое еще впереди. Однако если кто-то, кроме меня, встанет во главе в 2020 году, произойдет обвал рынка, подобного которому мы еще не видели!", в Newsweek попытались ответить на вопрос: почему все же ситуация для многих граждан страны не такая радужная? Издание приводит статистику аналитического центра Bankrate.com. В соответствии с ней примерно половина взрослого населения Америки (около 47 млн человек) отмечает, что находится в гораздо более стесненном материальном положении, чем до экономического кризиса. Одна из причин — отсутствие выплат удержанной зарплаты: около 55% участников заявили, что зарабатывают столько же или меньше, чем в 2007 году, перед обвалом глобального рынка. В 2018-м, как следует из другого исследования, "крупные американские корпорации потратили более $1,1 млрд на покупку акций, а не на инвестиции в новые заводы, оборудование или повышенные выплаты работникам". Кевин Брейди, конгрессмен и один из авторов налоговой реформы 2017 года, недавно заявил, что сложно предугадать, какой процент сокращения налогов себя оправдает. При этом доходов от налогов, по данным американского минфина, станет меньше, чем предполагалось, поскольку в минувшем году размер налоговых поступлений от корпораций сократился на 31%, превысив ожидаемые цифры почти вдвое. Таким образом, ситуация в стране складывается до некоторой степени парадоксально: Америка вроде как становится great again, но ее величие не слишком ощущается американцами, которые в ноябре следующего года придут на избирательные участки.

На этом фоне появляется особая общественная отзывчивость к попыткам демократов все-таки разобраться, вмешивался Путин в выборы 2016 года в интересах Трампа или нет. О том, что это дело не закрыто, свидетельствует опубликованная на днях информация: чиновники министерства юстиции США наметили опросить сотрудников высшего звена ЦРУ в рамках пересмотра расследования по России. Так внутренняя повестка дня вновь переплетется с внешней — уже в разгар открытой "электоральной охоты". И эта площадка для Трампа, похоже, тоже не обещает быть ровной, как поле для гольфа.

Герой черной комедии

Многократно снявшийся в кино в роли камео, Трамп неожиданным образом уже на посту президента угодил в черную комедию сродни той, что вскоре после Карибского кризиса снял Стэнли Кубрик. У нее длинное название — "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу". Она рассказывает об американском генерале, который в обход президента страны начинает ядерную атаку на Советский Союз. Несмотря на все усилия главы государства, в том числе попытку совместными усилиями Вашингтона и Москвы не допустить ядерного апокалипсиса, он все-таки происходит. В живых остаются лишь избранные, которым надлежит уйти в подземные убежища, как-то там жить и размножаться, чтобы десятилетия спустя вернуться на поверхность Земли.

Судя по всему, разворачивающаяся избирательная кампания В США пройдет с выуживанием скелетов из фамильных шкафов. Неважно, сколь давно, кто и как их туда упаковал

С Трампом ситуация настолько далеко не зашла. Пока все значительно проще. Киберкомандование вооруженных сил США увеличило число взломов компьютерных сетей энергосистем России. Хакерские атаки призваны предостеречь Кремль от вмешательства в президентские выборы 2020 года, а в случае конфликта между двумя странами — стать триггером для полномасштабной атаки в киберпространстве.

Источники в Белом доме, которые слили все газете The New York Times, заявили, что военные и сотрудники спецслужб решили не информировать президента о воплощении новой стратегии из опасений, что эта информация может быть разглашена в ходе встреч главы государства с иностранными представителями. Трамп пришел в ярость. Назвал публикацию "виртуальным актом измены". Получил ответ, что обвинять прессу в измене опасно. После чего потребовал от газеты "немедленно раскрыть свои источники, если они вообще существуют. New York Times должна быть полностью подотчетной".

Конфликт продолжается. И некоторые аналитики считают, что информацию неслучайно запустили именно в эти дни. 28–29 июня в Осаке пройдет саммит G20, на его полях могла состояться встреча Трампа с Путиным. Спровоцированный информационный фон вряд ли поспособствует переговорам, которые могли бы послужить нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном.

Однако, когда сегодня Трамп требует сатисфакции от прессы, необходимо помнить о том, что летом 2018-го он подписал секретный меморандум, National Security Presidential Memoranda 13, в соответствии с которым главе киберкомандования ВС США предоставляется право проводить наступательные операции, не запрашивая для этого визу президента. Вдобавок в минувшем году Конгресс одобрил бюджет Пентагона на новый финансовый год. Один из пунктов документа разрешает военному ведомству проводить постоянные "тайные военные операции" в киберпространстве для "отражения, защиты и предотвращения атак или вредоносной киберактивности, направленной против Соединенных Штатов". Так что теперь не очень понятно, когда президент страны был искренним. Когда в мае текущего года признавался журналистам, что был в курсе кибератаки на Россию в 2018-м ("Вы можете мне поверить, что все это произошло во время моего управления"), или же сейчас, когда он пылает праведным гневом.

Российский вопрос стал для Трампа камнем преткновения. Но если бы дело было только в нем. Нынешний руководитель США сделал много "замахов" на международной политической арене. И его намерения во многом отличались здравомыслием. Он пытался урезонить Ким Чен Ына. Он анонсировал "большую сделку" на Ближнем Востоке. Он ввязался в торговые войны с Китаем и Индией. Он попытался приструнить Иран. Но его беда в том, что пока ни один из запущенных процессов не доведен до логического конца. Более того, действуя с изяществом слона в посудной лавке, Трамп вызвал к жизни настолько напряженные отношения с ЕС, что французская Le Monde на днях вышла со статьей "Как долго Америка еще останется нашим стратегическим партнером?" "Отмечая годовщину высадки США во Франции, Дональд Трамп приветствовал "нерушимость трансатлантических уз". Эти слова звучали странно, — пишет обозреватель газеты Ален Фрашон. — 3 июня в Лондоне Трамп занимался защитой Brexit — этого неприятного удара по европейскому проекту. Он общался только с главными брекзитерами. Он посоветовал Великобритании покинуть Евросоюз без соглашения с Брюсселем. Будучи сторонником жесткого Brexit, он порекомендовал британцам не выплачивать их долг ЕС. Трудно проявить себя более враждебно".

Неудивительно, что сами американцы язвят по поводу достижений дипломатии нынешнего президента, ссылаясь на исследования Pew Research Center в Вашингтоне. Он проигрывает своему предшественнику по степени того, как его воспринимают в других державах. В свое время уровень доверия к Бараку Обаме в Германии был 86%, во Франции — 84%, в Соединенном Королевстве — 79%, в Южной Корее — 88%, в Польше — 58%. Для Трампа эти показатели многократно ниже: 11%, 14%, 22%, 17%, 23% соответственно. И, похоже, никакого потепления здесь не намечается. Гражданам, которым осенью следующего года предстоит сделать выбор между Трампом и кем-либо из демократов, придется ответить для себя на нелегкий вопрос: стоит ли, исходя из реальных достижений нынешнего главы державы внутри страны и на международной арене, давать ему шанс на второй срок? Пока что, похоже, их ответ на это — "нет".