Худший автомобиль в мире по версии Джереми Кларксона празднует 50-летие (фото, видео)
Британский Morris Marina вышел на рынок 27 апреля 1971 года и продержался на конвейере вдвое дольше, чем планировалось.
Худший автомобиль мира по версии Джереми Кларксона — тот самый, на который несколько раз сбрасывали рояль и пианино — отмечает полвека со дня премьеры. Речь о британской модели Morris Marina, которая вышла на рынок 27 апреля 1971 года.
Итак, Morris Marina — он действительно настолько плох или это все измышления телевизионного сноба, который бьет того, кто ответить не сможет? Ведь остатки British Leyland Motor Corporation, под чьим руководством и родилась эта модель, путем слияний, поглощений и банкротств давно исчезли на задворках китайской автомобильной империи, где, кстати, прямого родственника той самой Marina собирали еще в конце 90-х.
Дитя своего времени
Каждый автомобиль хорош для своего времени. Marina была неплоха для первой половины 1970-х. Не идеал, сконструированная в спешке на основе устаревших частей, совершенно аморфная к тому, что называется "удовольствие за рулем" — она, тем не менее, в 1973 году достигала второго места продаж на родном британском рынке.
Впереди была непобедимая Ford Cortina, автомобильный идеал английского среднего класса с начала предыдущего десятилетия, а следом шел Ford Escort c его спортивной славой, отличным дизайном и, к слову, более доступной ценой. Значит, Marina что-то имела за своей горбатой спиной, если смогла превзойти, хоть и ненадолго, сам Escort? Да и 1 млн 135 тысяч выпущенных за 10 лет машин — разве это плохой результат?
Morris Marina стала первой моделью, полностью созданной в рамках новообразованного в 1968 году концерна BLMC, в который вошли Leyland Motors и British Motor Corporation, контролировавшие, по сути, весь массовый английский автопром, не попавший под влияние американских концернов. Чисто британские фирмы в то время ставили на технические новшества — например, передний привод. Вассалы Америки Vauxhall, Ford и бывший концерн Roots (марка Hillman и другие), незадолго перед этим превратившийся в Сhrysler of Britain, — на надежность, простоту и дизайн классической техники. И последние, судя по успеху Ford Cortina на рынке — явно выигрывали.
Конструкция Morris Marina
Будущая Marina должна была ворваться именно на поле противника, склонив к себе, в первую очередь, богатых корпоративных заказчиков, которые в те времена предпочитали простые и проверенные машины классической схемы, а не слишком заумные Austin и Morris на переднем приводе. Задача сделать такую машину была поставлена со сроком выполнения, что называется, на вчера — поэтому проект от задания до конвейера реализовали в рекордные за два с небольшим года.
Новым, по сути, был только кузов — хотя и его создали, по воспоминаниям разработчиков, просто напялив на удлиненный пол от Morris Minor образца 1948 года структуру "вражеского" Vauхhall Viva. От Минора машине достались и передняя торсионная подвеска с древними рычажными амортизаторами ("телескопы" появятся только в начале 80-х, на рестайлинге-наследнике), а также реечное рулевое управление, казавшееся на этом фоне суперпрогрессивным решением.
Рессорный задний мост был взят от Triumph Vitesse, как и коробка передач. Хотя, по началу, последнюю тоже хотели заимствовать по финансовым соображениям от Minor, но вот незадача, чтобы поставить синхронизаторы на первую передачу (а у Minor их не было вплоть до прекращения производства в 1971-м), требовалось серьезно менять всю конструкцию — для них просто не оставалось места в картере.
Моторы — проверенные нижневальные "четверки" семейств A и B, применяемые в том числе и на родстерах MG. В общем, такой вот, непритязательный суповой набор, который поначалу хотели продавать по цене Ford Escort плюс еще небольшая сумма, так как по размерам будущая Marina слегка превосходила даже идущую далее по ранжиру Cortina. Выгодное предложение, не правда ли?
Хотя в процессе разработки вышло немного иначе и не в лучшую сторону — цена подросла до стоимости Cortina, которая сама перешла в третье поколение и стала уже побольше. Но это не считалось проблемой, ведь, по сути, Marina предполагалась временной, замещающей нишу моделью — где-то через четыре-пять лет ее хотели заменить полностью современной машиной сделанной с чистого листа.
Без изысков, но терпимо
Итак, Morris Marina вышла на рынок 27 апреля 1971 года, получив вполне благосклонные отзывы в автопрессе — вроде без изысков, но терпимо. Хотя на тест-драйве в Каннах несколько журналистов чуть не вылетели в лоб на встречную полосу из-за чудовищной недостаточной поворачиваемости самой мощной версии с тяжелым 1,8-литровым мотором — явное следствие аврального проектирования. Но скандал удалось замять не доводя до печати, пообещав поставить стабилизатор спереди. На деле же лишь слегка изменили углы настройки передней подвески.
В целом, покупатели тоже были довольны, а на некоторые версии даже образовалась очередь, растянувшаяся на полгода. Но не из-за того, что спрос превышал ожидания, он был неплох, но все же слегка не дотягивал до плановых показателей — а из-за медленного наращивания выпуска и постоянных забастовок рабочих на заводах. Вот они-то, включая прямое их следствие — падение контроля качества, в итоге довели концерн BLMC до того, что к 1975 году встал вопрос о его существовании вообще.
После чего стало ясно, что предполагаемого наследника у Marina в обозримой перспективе не намечается — национализированная ради спасения рабочих мест громоздкая структура BLMC теперь получала непосредственно от правительства распоряжения на то, куда направлять выделенные государственные средства. Замена Marina, как простейшей модели, вполне тянувшей свою задачу оттягивать корпоративную клиентуру, в планах не значилась.
В итоге, то, что задумывалось как временная модель, протянуло на конвейере до 1984 года — вдвое дольше, чем планировалось. А до подхода сделанного с нуля семейства Maestro/Montego несколько лет трудилась слегка обновленная версия тех же самых мотивов из начала 70-х, нареченная Morris Ital.
К слову, вопреки названию и даже рекламной съемке во дворе ателье Italdesign, товарищ Джуджаро не имел непосредственного отношения к скромной дизайнерской переработке Marina. Итальянцы лишь взялись за подготовку технологической карты под производство рестайлинговой модели, а сам дизайн был свой, исконно английский.
Marina для глубинки
Подведем черту: плоха или нет была на самом деле Marina — это неважно, если даже в последние годы своей долгой жизни она находила спрос на приличном уровне плюс-минус 40 тысяч машин в год. Нормальный автомобиль базовой потребности в перемещении. Не самый совершенный, где-то откровенно примитивный, гниющий со скоростью консервной банки. Но мало кто из конкурентов был в те годы многим лучше.
Просто Marina была сделана без фантазии. Для глубинки, как у нас говорят. Где мощная рессорная подвеска скорее в плюс. Даже машину, разбитую Кларксоном, быстро привели в порядок, приварив новую крышу, а в 2018 году продали на eBay за 2000 фунтов стерлингов. Ведь без помощи рояля там нечему бесповоротно ломаться. Сборная конструкция проверенная десятилетиями британских дорог. Скучная и обычная. Но разве это глобальный недостаток?
Текст: Дмитрий Федоров
Публикуется с согласия автора.