Тринадцать. Кто из жителей Крыма сидит в российских тюрьмах
24 ноября Верховный суд РФ оставил приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко без изменений. Кто еще из крымчан сидит в российских тюрьмах и в чем их обвиняют
Одно из требований организаторов блокады Крыма — освобождение политических заключенных. Сейчас за решеткой находятся 13 крымчан, некоторые из них уже получили сроки, большинство ждет суда в следственных изоляторах. Еще нескольких крымских татар осудили условно либо отпустили под поручительство, в основном это касается фигурантов дела "3 мая". Так назвали инцидент, который произошел в 2014 году на границе с полуостровом. Несколько тысяч крымскотатарских активистов встречали своего лидера Мустафу Джемилева, несмотря на запрет на въезд в РФ, пытавшегося попасть в Крым. Российские пограничники и ОМОН перекрыли дорогу, возникла потасовка.
Инициаторы блокады требуют восстановить демократические права заключенных, давая понять, что в противном случае не смогут гарантировать возобновление подачи электроэнергии на полуостров. Однако, судя по тому, что 24 ноября Верховный суд РФ оставил приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко без изменений, на россиян эта угроза не подействовала.
Дело "26 февраля"
Ахтем Чийгоз
Заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз был задержан 29 января 2015 года. Следственный комитет РФ подозревает его в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года — ч. 1 и 2 ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации. В тот день у стен Верховного совета Крыма прошли митинги проукраинских и пророссийских крымчан, организаторами которых были глава Меджлиса Рефат Чубаров и лидер "Русского единства" Сергей Аксенов. Митинги переросли в столкновения, несколько человек получили ранения, один сторонник "Русского единства" погиб в давке, еще один скончался от сердечного приступа.
Чийгоза обвиняют в призывах "лиц крымскотатарской национальности к неповиновению законным требованиям представителей власти", а также применении насилия против "самообороны Крыма" и сторонников "Русского единства". Ему грозит от 8 до 15 лет заключения.
Али Асанов
Фермер из села Урожайное Али Асанов был задержан 15 апреля 2015 года. "Асанов и другие неустановленные лица применили физическое насилие, нанесли множество ударов руками и ногами, а также массивными флагштоками, изготовленными из деревянных палок, сотрудникам МВД Республики Украина, сторонникам общественного движения "Русское единство" и самообороны Республики Крым, а затем ворвались в здание Верховной совета Автономной Республики Крым, где повредили и уничтожили имущество на сумму 600 тысяч рублей" — так формулирует свои претензии Следственный комитет.
Асанову инкриминируют "участие в массовых беспорядках" (ч. 2 ст. 212 УК РФ), статья предусматривает до восьми лет лишения свободы.
В тюрьме он написал письмо Ахтему Чийгозу: "Меня много пугают в ФСБ большим сроком, мол, если и дальше будем молчать, дадим 20 лет и увезем за шесть тысяч километров. Но я знаю, что они ничего мне и всем нам не смогут сделать, если не пожелает этого Аллах. Я готов умереть за нас, мусульман, за наш народ, лишь бы больше никого не трогали".
Мустафа Дегерменджи
Ожидает суда по делу "26 февраля" торговый представитель из Грушевки Судакского региона Мустафа Дегерменджи, которого задержали 7 мая 2015 года. Его подозревают в участии в массовых беспорядках (до восьми лет лишения свободы). Родные Мустафы утверждают, что следователь предлагал ему свободу в обмен на показания против Ахтема Чийгоза.
"Дело Хизб ут-Тахрир"
Рустем Ваитов, Руслан Зейтуллаев и Нури Примов
Строителей из Севастополя задержали 23 января 2015 года. Их подозревают в том, что они состоят в организации Хизб ут-Тахрир, которая признана в России террористической и запрещена. 2 апреля по такому же обвинению был арестован еще один севастополец Ферат Сайфуллаев.
Ваитову, Примову и Сайфуллаеву за участие в террористической организации грозит до десяти лет лишения свободы. Зейтуллаева следствие считает главой террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ), за это предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения.
"Дело Сенцова"
Геннадий Афанасьев
9 мая 2014 года в Симферополе арестовали фотографа Геннадия Афанасьева. ФСБ обвинила его в том, что он, являясь членом диверсионно-террористической группы "Правого сектора", готовил теракты на территории Крыма — планировал взорвать памятник Ленину в Симферополе и мемориал "Вечный огонь". По версии следствия, Афанасьев был причастен к апрельским поджогам офисов "Русской общины Крыма" и местного отделения "Единой России". В декабре 2014 года Московский городской суд признал крымчанина виновным в терроризме и приговорил к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Пока шло следствие, от Афанасьева требовали дать показания на других крымчан. Он указал на Олега Сенцова, как на организатора террористических актов, однако позже отказался от своих показаний, заявив, что их от него добились с помощью пыток.
Алексей Чирний
Преподавателя института культуры Алексея Чирния сотрудники ФСБ задержали в ночь на 9 мая 2014 года. По обвинению в совершении двух терактов организованной группой, подготовку двух терактов и "покушение на приобретение взрывчатки организованной группой" ему грозило до 20 лет колонии. Чирний пошел на сделку со следствием, которое пообещало ему семь лет заключения в обмен на признание и показания на других обвиняемых – Афанасьева, Кольченко и Сенцова. Афанасьева он назвал координатором поджогов офисов "Русской общины Крыма" и "Единой России", себя и Кольченко — исполнителями, а Сенцова — организатором. Также Чирний рассказал следствию, что в апреле 2014 года ему позвонил Афанасьев и по поручению Сенцова попросил найти человека, который может изготовить взрывные устройства для подрыва памятника Ленину и мемориального комплекса "Вечный огонь".
В апреле дело Чирния суд рассматривал в особом режиме: в течение дня, без допроса свидетелей и анализа доказательств. Он получил обещанные семь лет.
Олег Сенцов
Кинорежиссер Сенцов был арестован 11 мая 2014 года. ФСБ объявила его членом "Правого сектора", организатором террористической группы, обвинила в подготовке терактов в Симферополе, Ялте и Севастополе, а также поджоге в Симферополе офисов "Русской общины Крыма" и "Единой России". По версии следствия, целью террористов было возвращение Крыма в состав Украины.
Прокуратура предъявила Сенцову обвинение в создании террористического сообщества (ст. 205.4 УК РФ), покушении на теракт в составе организованной группы (ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 205) и незаконном обороте оружия (ч. 3 ст. 222). В суде обвинитель запросил для Сенцова 23 года заключения. В итоге 25 августа суд приговорил его к 20 годам колонии строгого режима.
В деле Сенцова было множество нестыковок и откровенно надуманных обвинений, выяснилось, что он не участвовал в поджогах, но суд не обращал на это внимания. Не помогло даже заявление одного из ключевых свидетелей обвинения Геннадия Афанасьева о том, что он оговорил Сенцова, не выдержав пыток.
Режиссер не признал вину, рассказав о пытках, и подчеркнув, что суд оккупантов не может быть справедливым. "Я не считаю суд легитимным. Я гражданин Украины, который был незаконно захвачен сотрудниками ваших спецслужб", — заявил он судье.
Александр Кольченко
16 мая 2014 года в центре Симферополя сотрудники ФСБ задержали по "делу Сенцова" работника типографии Александра Кольченко. Он пытался взывать к логике следователей, объяснял, что, исповедуя левые убеждения, не может быть членом ультраправой организации "Правый сектор", но его никто не слушал.
Кольченко не стал отпираться, сразу сознался в том, что участвовал в поджоге офисов. Однако просил учесть, что это не террористический акт, целью которого было запугивание крымчан, а символическая акция: так он пытался выразить свой протест против войны и насилия. Адвокаты утверждали, что их клиент заслуживает наказание за хулиганство, но никак не за терроризм.
По ст. 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе) 25 августа 2015 года Кольченко приговорили к 10 годам лишения свободы, обвинение просило 12 лет тюрьмы. Адвокат Светлана Сидоркина заявила, что Кольченко обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на принудительное присвоение ему российского гражданства.
Частные случаи
Александр Костенко
Экс-сотрудник милиции, активист Евромайдана был арестован 8 февраля 2015 года в Симферополе. По версии следствия, 18 февраля 2014 года в Киеве во время столкновений протестующих с милицией он бросил камень в сотрудника крымского спецподразделения "Беркут" Виталия Полиенко, причинив ему телесные повреждения. Кроме того, Костенко обвинили в незаконном хранении нарезного оружия.
В суде Костенко заявил о применении к нему пыток — следователи ФСБ сломали ему руку — и отказался от дачи показаний. Его обвинителем была "прокурор Крыма" Наталья Поклонская, которая подчеркивала, что этот процесс — "восстановление справедливости, которой ждали пострадавшие сотрудники спецподразделения "Беркут". А засекреченный свидетель по прозвищу Степа заявил о том, что Костенко руководил "гестапо", организованным во время Майдана в здании Киеврады, где пытали и убивали людей.
15 мая суд назначил Костенко наказание в виде четырех лет заключения в колонии общего режима.
Юрий Ильченко
Преподавателя иностранных языков и блогера арестовали 2 июля 2015 года. За полгода до этого он разместил в интернете статью, где высказался на тему оккупации Крыма и призвал покончить с войной на востоке Украины. Это и стало причиной претензий к нему со стороны карательных органов. Следственный комитет обвиняет Ильченко в возбуждении ненависти по национальному признаку и совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней (ч.1 ст.282, п. б ч.4 ст.132 УК РФ).