Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Цена победы. Сколько стоит избирательная кампания в Украине

Цена победы. Сколько стоит избирательная кампания в Украине

Пока политтехнологи готовятся к приближающимся выборам президента и парламента, а вдоль дорог "расцветают" первые билборды, Фокус выяснял, на какую сумму придется раскошелиться участникам избирательной гонки

1300

Выборы в Украине — удовольствие не из дешёвых. Верхней планки расходов не существует. Потому и подсчитать примерный бюджет президентской или парламентской кампании для отдельного кандидата или партии крайне сложно. Значительная часть денег проходит в виде чёрного нала, используется на заведомо незаконные цели вроде подкупа членов избиркомов, воруется ушлыми штабистами. Но многое зависит от нескольких исключительно политических факторов.

Исходные позиции кандидата/партии. Известному политику или партии вкладывать приходится меньше, чем неизвестным игрокам. Для последних главная задача вначале — добиться хоть какой-то узнаваемости у электората на всеукраинском и местном уровнях.

Задачи, которые ставятся на выборы. Одно дело, если политик всерьёз нацелен выиграть, а партия — пробиться в Верховную Раду. Другое — если на выборы идут лишь для того, чтобы засветиться кандидатом и походить в таком качестве на телеэфиры. На предстоящих выборах наверняка будет масса технических проектов с разными задачами, например, целенаправленно "мочить" кого-то из лидеров избирательной гонки. Многие политпроекты засветятся на президентских выборах только для того, чтобы улучшить свои позиции, отладить штабную работу и примелькаться избирателям перед выборами в парламент. В каждом конкретном случае бюджеты и механизмы кампании будут разными.

Подсчитать примерный бюджет президентской или парламентской кампании для отдельного кандидата или партии крайне сложно

Наличие партийной структуры и сторонников-активистов на местах. Одно дело, когда значительную часть работы могут взвалить на себя члены партии и симпатики-волонтёры, которым не надо платить (или платить куда меньше), другое — если агитаторов и штабистов будут набирать "по объявлению" и оплачивать их деятельность по среднерыночным ценам. В таких условиях большое преимущество получают партии с развитой и действующей сетью на местах вроде "Батькивщины" или "Свободы".

Стратегия кампании. Это ключевой момент для определения структуры и размеров бюджета. Судя по всему, на будущих выборах многие кандидаты и партии сделают максимальный акцент на присутствии в СМИ в ущерб другим видам активности. Появление в эфирах центральных каналов тоже оплачивается по разным тарифам (иногда и вовсе бесплатно, если собственник и кандидат — одно и то же лицо или группа влияния). Такие кандидаты могут вообще отказаться от масштабной работы "в поле", тогда как их конкуренты, наоборот, делают ставку на прямое общение с людьми, поквартирные обходы, встречи во дворах и т. д., что в целом может обойтись дешевле.

В случае с мажоритарным кандидатом большую роль играет и то, от какой партии он идёт на выборы. Например, на выборах-2012 многие кандидаты от тогдашней оппозиции победили своих конкурентов-регионалов, потративших на кампанию в десятки раз больше денег, только за счёт популярности оппозиции и нелюбви избирателей к власти на западе и в центре страны. Также отдельный момент — будет ли кандидат применять различные виды прямого и непрямого подкупа, что может составить львиную долю всего бюджета.

Нажмите для увеличения

Инфографика: Елизавета Букреева

13
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.