Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Счётчик выборов

Счётчик выборов
Впрочем, за прошедший месяц все политические силы имели массу возможностей заявить о своих программах, лидеры — поездить по стране, полит­технологи — подпортить светлый образ конкурентов. Поэтому уже сейчас Фокус предлагает посмотреть, каким видит будущий парламент средний класс и что такой состав Рады даст Украине
000


Подводя итоги четырёх волн опроса, можно утверждать, что избирательная кампания и жизнь среднего класса существуют в двух параллельных измерениях. Во всяком случае, если в середине августа неопределившихся было 20,3%, то к середине сентября их увеличилось почти до 24%. Зато количество аполитичных граждан не изменилось: 9-10% респондентов намерены игнорировать выборы. Осталось на прежнем уровне и число избирателей, голосующих против всех (13-15%). Интересно, что каждый пятый представитель среднего класса в Харькове и каждый четвёртый в Симферополе намереваются «прокатить» абсолютно всех политиков. На прежнем уровне остаётся количество неопределившихся киевлян (26%). А лучше, чем в других городах средний класс политически мобилизирован в Симферополе: там не знают, за кого голосовать, только около 9% опрошенных.

Эти, на первый взгляд, малозначительные детали дают повод для нескольких интересных предположений. Прежде всего, наблюдается следующая тенденция: в городах, где произошло сокращение количества неопределившихся или их число осталось стабильным (Киев, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Харьков, кроме Донецка), значительно выросли рейтинги Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. Косвенно это говорит об эффективности избирательной тактики этих сил.

Кроме того, несмотря на построенную по правильным западным образцам избирательную кампанию, Партия регионов потеряла значительную часть приверженцев в крупных восточных городах. Они так и не увидели в этой политической силе представителя своих интересов. Это проблема, поскольку победа на выборах означает ответственность и необходимость выполнять данные обещания. Сможет ли Янукович удовлетворить «середняков» и социально незащищённых граждан, поверят ли ему разочаровавшиеся? От ответов на эти вопросы будет зависеть политическое будущее партии.


Однако ещё больший вопрос о политическом будущем встаёт перед «Нашей Украиной — Народной самообороной». Ни президентский ресурс, ни яркие, молодые лидеры из первой десятки, ни правильные лозунги и идея отмены депутатской неприкосновенности не принесли блоку желаемого роста популярности. НУНС потерялась на фоне гигантов. Только в Одессе и Симферополе рейтинг блока немного превышает показатель их партнера-соперника БЮТ. Поэтому нынешние досрочные выборы вполне могут стать последними для НУНС с точки зрения присутствия на востоке и юге Украины, а также в Киеве.

Если остальное население юго-востока и столицы проголосует подобно среднему классу (а сегодня люди с достатком, их стиль жизни, поведение и вкусы, в том числе политические, являются примером для подражания), это будет иметь печальные последствия для планов пропрезидентской силы в 2009 году. Виктор Ющенко просто не сможет опираться в грядущей президентской кампании на партию или блок, проигравший избирательную гонку в доброй половине регионов. В противном случае Президент просто рискует не попасть во второй тур и может досрочно сойти с дистанции. Очевидно, подобные прогнозы не могут устраивать ни самого Ющенко, ни его окружение. Перед командой Президента в последние две недели перед выборами стоит нелёгкое задание: ликвидировать разрыв в рейтинге с БЮТ за счёт активизации на юго-востоке или сконцентрироваться на центральных и западных регионах.

Зафиксированная в ходе опросов растущая популярность БЮТ в Харькове, Днепропетровске и Запорожье свидетельствует, на наш взгляд, не только о силе харизмы Тимошенко. Это также опровергает тезис о наличии раскола между западной и восточной Украиной, по крайней мере о невозможности преодоления политических противоречий между жителями разных регионов. На самом деле, похоже на то, что избиратели начинают оценивать политические силы и их лидеров не в терминах «любишь — не любишь» Россию, НАТО, русский или украинский язык и т.п., а по их видению развития страны и взглядам на решение конкретных ежедневных проблем.

Итак, подведём предварительные итоги. Если бы в прошлое воскресенье жители восьми городов в возрасте 25-45 лет выбирали парламент, он выглядел бы так: Партия регионов — 249 мандатов, БЮТ — 150, НУНС — 51. Это означает, что в своём большинстве средний класс доверяет Партии регионов право формировать правительство. В то же время чуть меньше половины передаёт контроль над правительством в руки сильной оппозиции, которая к тому же поддерживается альтернативным центром власти в виде Президента. По сути, такая матрица голосования характерна для многих сильных демократий с действительно существующим средним классом. Похоже, Украина на верном пути.

Для справки:
Опрос проводило агентство TNS Ukraine методом телефонного опроса CATI. Участие в опросе принимало 3 000 человек, живущих в семи крупнейших городах Украины: Киеве, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Львове, Одессе, Симферополе.
В опросе принимают участие люди, которых, по мнению редакции, можно отнести к среднему классу: активного возраста (25-45 лет), живущие в больших городах, работающие, со средним и выше доходом.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.