Кто стрелял. На экранах новые фильмы о Революции достоинства

Фото: planetakino.ua
Фото: planetakino.ua

В прокате фильм Владимира Тихого "Пленники" о Майдане, один из героев которого признается в убийстве командира "Беркута". Одновременно на телевидении вышла лента "Излом" о том, кто стрелял первым

Related video

Обе ленты от прочих документальных работ о Майдане отличает попытка объективно разобраться в том, что тогда произошло. И если "Пленники" кино более философское, в котором режиссер пытается разобраться с вопросом, кто мы и куда идем, то лента "Излом" - журналистское расследование Громадського ТV - ставит один конкретный вопрос: "Кто стрелял первым?". И вопрос этот адресован всем учасникам событий 20 февраля 2014 года, когда в центре Киева было убито 48 протестующих и 4 милиционера.

Обе работы спровоцируют острую дискуссию, потому что не дуют в одну дуду с прочими фильмами о Революции достоинства и ставят под сомнение общепринятую точку зрения на массовый расстрел на Майдане. Один из героев, который появляется в обеих лентах и косвенно становится ключевой фигурой - Иван Бубенчик, бывший военный разведчик. Он заявляет о том, что утром 20 февраля убил из принесенного ему автомата двух командиров силовиков. В "Изломе" больше вопросов, чем ответов, слишком быстро тогда все происходило, не все участники трагедии идут на контакт. Однако фильм позволяет говорить о том, что убийства на Майдане не были запланированы, как это принято считать.

В "Пленниках" Тихий пытается отрефлексировать события 2014 года, отталкиваясь от частной истории девятнадцатилетнего студента-биолога Саши из Харькова, который был участником Майдана. Во время столкновений 20 февраля он встретился с испуганным бойцом внутренних войск, поговорил с ним, после чего солдат отдал биологу свое оружие. Саша человек однозначно талантливый, склонный к рефлексии. Он напоминает персонажа Джонни Деппа в фильме "Аризонская мечта" - адекватного парня, который смотрит на окружающий мир и будто не очень врубается, как вообще такое возможно. Саша решает найти этого бойца и поговорить с ним. Собственно его поиски и составляют основную часть фильма. Какие-то моменты, который режиссер не смог снять, он визуализирует при помощи анимации. Треть ленты - это откровения Ивана Бубенчика. Вполне вероятно, что признание бывшего разведчика стало одной из причин, по которым чиновники попросили режиссера отложить премьеру. Он им отказал.

Найти солдата Саше не удалось. Этот идиллический момент примирения за чашкой чая показан через анимацию. А в финальных титрах - информация о том, что пресс-служба Нацгвардии препятствовала в работе над картиной и мешала искать бойца, с которым хотел встретиться главный герой.