Искусство вместо ужина. Как осьминоги прославили украинскую художницу в Монако

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Бывшая жительница Кривого Рога Зоя Скоропаденко сейчас живет в Монако и ездит по всему миру с персональными выставками. Художница рассказала Фокусу о том, как голод помогает прославиться и почему каждому творцу нужна своя красная тряпка

Я рисовала, сколько себя помню. У родителей не всегда были деньги на учителей живописи и краски, но это мне не мешало. Я училась не в школе, а дома, и параллельно изучала языки. Всего знаю их около десяти, а свободно говорю на шести.

После школы я поступила во Львовский университет и училась на журналиста-международника. Это были 90-е, я постоянно общалась с иностранными журналистами, ездила за границу автостопом. Преподаватели такой активности не оценили, и меня исключили из вуза по подозрению в шпионаже.



Зоя Скоропаденко: "Жаль, что люди в СНГ живут только политическими новостями. Искусство там мало кого интересует"
Fullscreen
Зоя Скоропаденко: "Жаль, что люди в СНГ живут только политическими новостями. Искусство там мало кого интересует"

Я уехала в Киев, работала на разных каналах и радио, но мне это не очень нравилось. Я начала спрашивать о работе у знакомых на Западе, и они помогли найти мне место в Монако. Я согласилась не раздумывая. Работала в компании, которая продавала документальные фильмы по всему миру. Параллельно с этим рисовала. Знакомые даже устроили мне выставку в Монако, и за первые два дня я продала все работы, хотя каждая из них стоила около 700 евро — огромные деньги. Я возомнила себя Рембрандтом и была счастлива.

Так продолжалось до 2008 года — пока не начался кризис. У меня не было работы, картины никто не покупал, и я практически голодала. Мне даже кофе на рынке возле дома давали в долг.

Как-то я встретила свою соседку, и она спросила, почему я так исхудала. Я рассказала о проблемах, она ужаснулась и попросила знакомых с рынка подкармливать меня. Они давали мне помидоры, еще какие-то продукты, которые не продали за день.

Однажды рыбаки на рынке дали мне целый мешок осьминогов. Я решила их не есть, а использовать в работе. Выложила их в древнегреческую скульптуру — торс, а потом нарисовала это на холсте. В итоге сделала серию работ и залила их на свой сайт. В Монако они никому не понравились. Мне все говорили: "Боже, какая гадость! Зоя, где твои натюрморты и пейзажи?" Но что я могла ответить, если ни натюрморты, ни пейзажи никто не покупал. Надо было придумать что-то новое.

В итоге мне написал один коллекционер, которому понравились работы. Предложил сделать выставку в Лондоне, помог с оформлением визы. На выставке картины увидел редактор одного известного во всем мире издания об искусстве. Он написал обо мне, и после этого меня начали приглашать везде.

Я не знаю секрет успеха и вообще не считаю себя успешной. Так можно будет сказать, когда я сяду в такси, а водитель спросит: "Боже, неужели это вы?"

В мире очень много талантливых и даже гениальных художников, о которых никто не знает. Чтобы художника увидели, он должен найти красную тряпочку и, подпрыгивая над головами людей, махать ею. Я просто нашла свою красную тряпочку и подпрыгнула.

Для художника очень важен имидж. Но при этом главное — не создавать его искусственно, а жить так, как, например, Сальвадор Дали. Многие современные художники копируют имидж кого-то из прошлого, но это тоже не срабатывает. Нужно искать что-то свое.

Я бываю в Украине где-то раз в два года. Мыслей о том, чтобы вернуться, у меня нет. Даже не могу сказать, что скучаю — наверное, потому что давно уехала. Мне нравится много городов. Зачем сидеть где-то на одном месте?

За новостями из Украины я не особо слежу. Иногда читаю что-то в Facebook. Но мировая политика меняется быстрее, чем я делаю выставки. За ней не успеешь. Мне жаль, что люди в СНГ живут только политическими новостями. Искусство там мало кого интересует.

Фото: из личных архивов, zoiaskoropadenko.com