Человек, с которым смеешься. Как придумать идеальный комедийный сериал

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Сценарист комедийных сериалов Вячеслав Юшков рассказал Фокусу, чем плоха ложь о поездке в Йемен, как инсценировать собственные похороны, чтобы все смеялись, и почему не стоит сравнивать себя с Ангелой Меркель

Related video

Когда представители овеянных легендами и мифами профессий ведут себя в жизни не так, как принято думать, всегда бывает обидно. Обидно, если хирург не пьет спирт, актриса не истерит без повода, балерина ест жареную картошку на ужин, а журналист меняет сорочки и бреется по утрам. Обидно, когда комик вне работы не грустный.

Слава Юшков — сценарист комедийных сериалов, и при этом он не грустит в жизни. Если при знакомстве он увидит в вас, выражаясь языком сценаристов, комедийную перспективу, зашутит до полусмерти. Может быть, в жизни Слава просто компенсирует то, что не может сказать в сериалах. В них есть табу, а Юшков самоцензурой не страдает.

Когда он будет снимать свою комедию или сериал, там будут смерти родственников героев, выдуманные дети, смешные увечья и другой психодел. Все то, чего не встретишь в украинских ситкомах. А пока Слава рассказывает о том, как пишут сериалы в Украине и как их должны писать в идеале.

КТО ОН

Автор сценариев для сериала "Когда мы дома". Номинировался на премию "Телетриумф"

ПОЧЕМУ ОН

Верит, что в Украине снимут сериал уровня "Теории большого взрыва", где можно будет шутить о религии и смерти

Алгоритма написания смешных историй не существует. Сначала ты смотришь 40 комедийных сериалов, начинаешь понимать, как примерно это делается, а потом садишься и пишешь. В первый раз —инстинктивно.

С каждым новым выходящим в свет сериалом задача сценариста усложняется. Любой новый сериал должен отличаться от предыдущего, даже если они на одну тему. Например, сейчас, когда уже есть "Друзья", нельзя просто написать сериал о мире друзей. Нужно искать новую фишку. В "Как я встретил вашу маму" сценаристы придумали ход: папа рассказывает детям длинную историю о том, как он познакомился с мамой, хотя по факту это сериал об отношениях друзей.

Существуют инструменты юмора. Например, всегда работает ситуация, когда одного героя выставляют нелепым перед остальными. Парень говорит всем друзьям, что сегодня бросит девушку, но в последний момент не решается это сделать. Друзья не знают этого и спрашивают у нее: "Ну что, он тебя уже бросил?" Это так называемое столкновение контекстов. Или любая ситуация с путаницей. К примеру, в одном кафе проходят свадьба и поминки, и герой попадает не туда, куда шел.

В ситкомах популярен прием с маленькой ложью, которая перерастает в большую. Классическая серия "Друзей": один из главных героев, Чендлер, не может бросить свою надоедливую девушку Дженис и врет, что надолго улетает в Йемен. Она хочет поехать с ним, и ему приходится врать про секретное задание, которое он должен выполнить один. Дженис предлагает проводить Чендлера, он хочет попрощаться с ней в аэропорту и уйти через другой выход, но она говорит: "Я хочу видеть, как твой самолет улетает. Хочу махать тебе рукой". Так ему пришлось на самом деле улететь в Йемен.

"Зрители в Америке не поймут шутку, суть которой в том, что бабушка не умеет пользоваться айфоном, потому что там они есть у всех"

Еще один прием — визуальные шутки. Сценаристы называют их гэгами. Джоуи надел себе на голову индейку, а потом не может ее снять — это гэг. Существует набор универсальных гэгов. Это когда герой задумывается и ударяется о столб или наступает на кожуру банана и падает. Эти шутки используют во многих фильмах, но с ними нужно быть осторожным. Если в твоей сцене кто-то ударяется о столб, это не должно быть единственной шуткой в ней. Такой момент все видели в миллионе других фильмов. Зачем ради него заставлять зрителей смотреть целую сцену?

Лучше всего работает столкновение несовместимого. Персонажей, которые друг друга недолюбливают, смешно окунать в ситуации, где они вынуждены действовать вместе. Они будут делать друг другу западло, но при этом заниматься общим делом. Последний фильм Гая Риччи "Агенты А.Н.К.Л." на этом и построен. Советский и американский шпионы в период холодной войны должны были работать вместе, хотя ненавидели друг друга. Это ситуация с заведомо комедийной перспективой.

Еще один прием — давать героям смешные и утрированные черты характера. Например, Моника в "Друзьях" была помешана на порядке. Зная это, если мы просто видим, как Джоуи у нее на глазах роняет гамбургер на пол, нам уже смешно.

Сработает ли инструмент юмора, зависит от того, как его используют. Чтобы зритель поверил сценаристу, нужна логика поступков и последовательность в линии поведения персонажа. Когда смотрите шестой сезон "Друзей", вы понимаете, как эти люди себя ведут. И если бы сценарист вдруг придумал смешную ситуацию, в которой обжора Джоуи отказывается от еды, она вызвала бы у зрителей только недоумение, потому что Джоуи никогда не отказывается от еды.

Различие между драмой и комедией на самом деле не такое большое. В обоих случаях показывают реальную жизнь, просто акценты расставляют по-разному — на смешном или грустном. И в драме, и в комедии могут показывать похороны. Только в драме человек реально умрет, а в комедии персонаж будет имитировать свою смерть, чтобы обмануть других, или мистер Бин придет на реальные похороны, но будет думать, что это постановка, и начнет танцевать на гробе.

Понятно, что все уже давно перешучено и со времен Шекспира сложно придумать что-то новое. Мастерство сценариста — в том, чтобы поместить вечный сюжет в уникальные условия, избавиться от штампов.

Я не хожу по улицам в поисках смешных ситуаций, которые потом можно было бы описать. Нельзя посмотреть на дядю Колю во дворе, а потом написать такого же персонажа, но можно подслушать в этом же дворе, кто и как говорит, запомнить интересные характеристики и добавить их персонажу, чтобы вдохнуть в него жизнь.

"Чтобы люди заплакали, достаточно рассказать им историю о маленьком мальчике с неизлечимой болезнью. Но никто не засмеется от истории здорового маленького мальчика, которому везет в жизни"

Я часто слушаю рассуждения о жизни в поездах. Как-то в моем вагоне ехала женщина из Ялты, которая полдороги рассказывала, как у нее все плохо. Потом они с собеседницей начали обсуждать Меркель, и эта женщина сказала: "Та шо та Меркель? У нее всего лишь трехкомнатная квартира в Германии, а у меня в Ялте пятикомнатный дом". Понятно, что саму ситуацию я описывать не буду, но запомнить контекст полезно. Смешно, когда человек едет в плацкарте, жалуется на жизнь, а потом заявляет, что живет лучше, чем Меркель, потому что у него жилплощадь больше.

Иногда попадаются люди, которые пересыпают речь классными словечками. Если я слышу, как парень рассказывает об отношениях с девушкой что-то вроде: "Ну мы с ней пошли и тыры-пыры", я запоминаю это слово. И если мне нужно будет придумать какого-то полумерзкого непонятного парня, "тыры-пыры" — это будет самое оно.

Сериальный юмор в разных странах отличается. Зрители в Америке не поймут шутку, суть которой в том, что бабушка не умеет пользоваться айфоном, потому что там они есть у всех. У нас показать встречу старшего поколения с гаджетами считается смешным.

На западе проще относятся к темам расизма, нетрадиционной ориентации, войны. У нас все это под негласным табу. На тему геев можно шутить, но только если выставлять их придурками — как гей-фрезеровщик в "Нашей Раше". А вот в сериале "Американская семейка" есть целая сюжетная линия про пару геев, там показывают их быт и смешные ситуации, в которые они попадают. У нас такое воспримут как пропаганду.

Люди напрягаются, когда слышат шутки про религию. Напрягает даже упоминание батюшки.

Еще одна табуированная тема — смерть. Мы в своем сериале хотели сделать линию, где у героя умирает отец. Хотели показать героя с другой стороны. Но нам сказали: "Не надо. Этого могут не понять". Почему? Ведь в той же "Теории большого взрыва" у Говарда умирает мать, в "Как я встретил вашу маму" — у Маршалла отец. Это хороший шанс показать, что персонаж не полный придурок, он умеет не только смеяться.

"Одно дело, если ты просто неудачно шутишь, а другое — если ты плохо шутишь, чтобы потом пошутить о том, как ты до этого плохо пошутил"

В британском сериале "Эпизоды" есть персонаж — слепая жена продюсера. По сюжету они были на похоронах и продюсер нанял специального человека, который следил за тем, чтобы его жена не упала в могилу. У нас многие подумали бы, что над этим нельзя смеяться. Но почему нет? Ведь в этом сериале показывают, что женщина нормально справляется со своей проблемой. Для нее это не драма, и она сама шутит над этим.

У шуток есть срок годности. Понятно, что самые скоропортящиеся — это шутки об актуальных событиях. Когда на Марсе открыли воду, об этом можно было шутить пару месяцев, потом это уже не имело смысла.

Я не считаю оправданной ржаку ради ржаки. Даже в комедийном сериале персонажи должны как-то раскрываться. "Во все тяжкие" все любят не потому, что это сериал о химике, который любит наркоту. Там показаны отношения: как жена из любви терпит странноватого мужа-наркобарона, как он из неудачника превращается в человека, который построил империю. Человеческие истории важнее шуток.

Крутых драм, наверное, больше, чем крутых комедий. Чтобы люди заплакали, достаточно рассказать им историю о маленьком мальчике с неизлечимой болезнью. Но никто не засмеется от истории здорового маленького мальчика, которому везет в жизни.

Я смотрю много комедий и сериалов. Нужно понимать, что происходит в жанре. Всегда обращаю внимание на незакрытые сюжетные линии, на глупую мотивацию поступков. Если зайти на сайт "Кинопоиск" и посмотреть фильмы, рейтинг которых не доходит до четырех-пяти, в них обязательно будет лажа — непонятные линии, герой, который действует от фонаря.

Для того чтобы придумать шутку на любую тему, необязательно досконально в этой теме разбираться. Достаточно иметь общее представление о ней и понимать, как строится юмор. В "Теории большого взрыва", например, Шелдон и Леонард долго несут диван по лестнице, роняют его, и Шелдон говорит: "Гравитация, беспощадная ты сука". Это смешно, ведь всем ясно, что диван опускает гравитация, и Шелдон как ученый осознает, что ничего не может с этим сделать. Кстати, это одна из немногих сериальных шуток, которые я помню. Обычно запоминаются ситуации. Часто вспоминают, как Джим Керри вылезал из носорога в "Эйс Вентуре", но вряд ли кто-то помнит диалоговые шутки из этого фильма.

Во время работы сценаристы часто шутят друг над другом. Если ты придешь в странном зеленом дождевике с кактусами, гарантированно будет пять-шесть шуток на эту тему по нарастающей. Это такое негласное соревнование.

Иногда мы специально неудачно шутим друг с другом. Но одно дело, если ты просто неудачно шутишь, а другое — если ты плохо шутишь, чтобы потом пошутить о том, как ты до этого плохо пошутил. Самоирония — прекрасный инструмент для юмора.