Любовь и монстры. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат
Девушка-кальмар, дружелюбные сектанты и престарелый охотник за нацистами — в лучших фильмах, которые не попали в украинский прокат
"Помнить" / Remember
Режиссер: Атом Эгоян
В главных ролях: Кристофер Пламмер, Дин Норрис, Мартин Ландау
Канада — Германия, драма, 94 мин.
Сюжет: пожилой Зев (Пламмер) просыпается от звука воздушной тревоги и зовет жену. Воздушная тревога стихает, но жена не отзывается. Сиделка напоминает Зеву, что он в доме престарелых, его супруга недавно умерла, а сам он страдает деменцией. У него есть друг Макс (Ландау), бородач в инвалидной коляске, выживший в Освенциме, как и Зев. Макс в очередной раз напоминает герою о его миссии — найти и убить Руди Курландера, одного из начальников Освенцима, который замучил семьи Макса и Зева и ускользнул от правосудия. Зев обманывает сиделку и отправляется в путь.
Зачем смотреть: "Помнить" Атома Эгояна можно назвать духовным наследником хитового триллера "Помни" Кристофера Нолана, где персонаж Гая Пирса страдал амнезией и делал себе татуировки, чтобы не забыть о самом главном — о возмездии. В сердце главного героя "Помнить" тоже полно жажды мести, разум страдает от провалов в памяти, а вот татуировка у Зева всего одна — концлагерный номер на предплечье. Сиюминутные мелочи герой записывает ручкой на запястье, а для вещей поважнее, вроде убийства, у него есть письмо от товарища по дому престарелых с подробным планом действий. Зева блестяще играет Кристофер Пламмер, лауреат всех актерских наград на свете, включая "Оскар", "Эмми" и "Золотой глобус". Снял фильм канадский режиссер Атом Эгоян, номинант на "Оскар" и любимчик Каннского фестиваля — там он получил четыре приза.
"Приглашение" / The Invitation
Режиссер: Карин Кусама
В главных ролях: Логан Маршалл-Грин, Эмаяци Коринеальди, Тэмми Бланчард
США, триллер, 100 мин.
Сюжет: Уилл (Маршалл-Грин) и Кира (Коринеальди) едут на вечеринку в загородный дом к Иден (Бланчард), бывшей жене Уилла, и общим друзьям. За вином и светской беседой выясняется, что в прошлом Иден и Уилл потеряли ребенка, потому-то и распался их брак. Но будущее безоблачно, потому что в жизни Иден появился духовный гуру, с которым ей не терпится познакомить своих друзей.
Зачем смотреть: режиссер Карин Кусама дебютировала в большом кино с боксерской драмой "Женский бой" и получила за нее приз молодежного жюри в Каннах. Следующие два фильма Кусама — "Тело Дженнифер" с Меган Фокс и "Эон Флакс" с Шарлиз Терон были не столь успешны, и режиссер перебралась на телевидение, снимая ретро-драму "Остановись и гори" и "Человека в высоком замке" по роману Филипа К. Дика. Вернуться на большой экран Кусама удалось с "Приглашением", камерным триллером о паранойе, самообмане, потере ребенка и рассудка. Главного героя (его сыграл Логан Маршалл-Грин, которого легко спутать с заросшим Томом Харди) преследуют размытые видения, вызванные болью и чувством вины, а зритель долго не может понять, кто кому мерещится и зачем. Фильм Кусама не спешит разряжать в зрителя известное ружье — режиссер грозит им, но лишь затем, чтобы заманить в капкан финального живописного ужаса, после которого каждый зажженный во дворе фонарь будет казаться сигналом наступления Апокалипсиса.
"Весна" / Spring
Режиссеры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
В главных ролях: Надиа Хилкер, Лу Тэйлор Пуччи, Франческо Карнелутти
США, романтический хоррор, 109 мин.
Сюжет: у Эвана (Пуччи) выдалась трудная неделька: сначала умерла его мать; на похоронах друг едва не уронил гроб; на поминках Эван подрался с каким-то золотозубым гопником и в итоге потерял работу в паршивом баре. Что делать? Купить билет в Италию — если верить диспетчеру, белым людям там нравится. Эван считает, что он легок на подъем и открыт для приключений, но знакомство с яркой итальянкой в красном платье, страдающей светобоязнью, кого угодно сделает домоседом.
Зачем смотреть: критики называют "Весну" счастливым союзом книг Говарда Лавкрафта и драмы Ричарда Линклейтера "Перед закатом", хотя еще точнее суть фильма передает его слоган: "Любовь — это монстр". "Весна" Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда поначалу прикидывается комедийной бытовухой, потом натуралистичным хоррором с поеданием мелких животных, но в итоге оказывается развернутой метафорой любовных отношений. Любые серьезные чувства обязаны однажды пройти проверку ужасом: если тебе открываются самые мерзкие стороны твоего избранника, а ты не отводишь глаз — это наверняка любовь. "Весну" в таком контексте можно — назвать романтическим хоррором, и фильм Бенсона — Мурхеда именно так и трактует зарождение любви — казновидность кошмара с щупальцами, сквозь которые лежит путь к сердцу любого человека.
"Полночное плавание" / The Midnight Swim
Режиссер: Сара Адина
В главных ролях: Линдси Бердж, Дженнифер Ла Флер, Алекса Палладино
США, драма, 84 мин.
Сюжет: три сестры — Джун (Бердж), Иса (Палладино) и Энни (Ла Флер) возвращаются в родительский дом после того, как их мать загадочно сгинула в озере неподалеку. Ее тела не нашли, да и утонуть она как будто не могла — слишком хорошо плавала. Сестры пытаются решить, что делать с домом, и окунаются в ностальгию. Тем временем на крыльце появляются маленькие мертвые птицы — не то злая шутка соседа, не то привет из загробной пучины.
Зачем смотреть: для Сары Адины "Полночное плавание" — дебютная полнометражная работа, и режиссер погружается на такую глубину, где новички обычно захлебываются. Ее фильм снят в формате "найденной пленки" (found footage) — камеру держит одна из сестер, зачастую Энни, которой нравится подглядывать за людьми. Формат съемки обязывает "Полночное плавание" быть хоррором, и в каком-то смысле так и есть. Предчувствие беды расходится по экрану большими и медленными, словно в озере, кругами, но в конечном счете страх и трепет оказываются не главным топливом фильма Адины. Ее found footage задает для жанра новый стандарт красоты: камера все время ищет (и находит!) особую линзу и угол зрения, а не бестолково трясется, как это обычно бывает в фильмах такого формата. Благодаря тонкой работе с изображением "Полночное плавание" оказывает гипнотическое воздействие — к концу картины ты поверишь во все, даже в длинную череду утопленниц.