Совсем другое кино. Что ждет зрителя на Одесском международном кинофестивале — 2016

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В конкурсной программе нового, 7-го Одесского кинофестиваля, который откроется 15 июля, 6 документальных лент. И, что особенно приятно, одна из самых перспективных картин — наша, украинская

В кадре смеющийся белокурый малыш на трехколесном велосипеде. За кадром текст: "Он был настоящим магнитом для бабушек, теток и прочих родственников. Самый славный ребенок — жизнерадостный и обаятельный".

Речь идет о человеке, который застрелился из ружья в возрасте 27 лет, предварительно приняв несовместимую с жизнью дозу героина. До этого он успел разбить о сцену десяток гитар, посидеть в тюрьме и стать легендой мировой рок-музыки. Все это о Курте Кобейне — лидере группы Nirvana.

Режиссеру-документалисту Бретту Моргену посчастливилось получить доступ к личным архивам покойного музыканта, его ближайших родственников и друзей. Домашнее видео, детские рисунки, старые документы, частные письма и записи, признания, прозвучавшие в откровенных интервью. Все эти ниточки плотно сплелись в прочный канат, связывающий святящегося радостью ребенка с одной из самых талантливых и скандальных фигур американской рок-сцены начала 1990-х. Демонстрация документального фильма Моргена "Кобейн: чертов монтаж", снятого в 2015 году, безусловно, была одним из самых ярких моментов прошлогоднего, 6-го Одесского международного кинофестиваля. Тот редкий случай, когда во время просмотра документального фильма, длящегося более двух часов, зрители, не нашедшие себе места в зале, готовы были сидеть на полу.

Массовой аудитории нравятся художественные картины, дающие возможность хоть ненадолго сбежать от реальности

В конце 1980-х звездный американский режиссер Вуди Аллен на премьере собственного фильма о влюбленном документалисте пошутил, что, мол, документальное кино скоро прикажет долго жить, ведь никому оно нынче не нужно. Загружает информацией о каких-то посторонних людях, напрягает нервы, а кругом и так одни невротики. "Хотя, знаете, я был бы не против, если бы лично обо мне состряпали парочку документальных картин", — добавил напоследок знаменитый манхэттенский циник.

Парочкой дело не обошлось — о нем сняли несколько десятков документальных лент. И это в очередной раз подтверждает, что документальное кино живет и здравствует, несмотря на неутешительные прогнозы. В конкурсной программе нового, 7-го Одесского кинофестиваля, который откроется 15 июля, 6 документальных лент. И, что особенно приятно, одна из самых перспективных картин — наша, украинская.

Есть, конечно, разница между фестивальными показами и прокатом. Трудно представить, о чем нужно сделать документалку, чтобы современный зритель повалил в кинотеатры, — это вам не эпоха братьев Люмьер. Массовой аудитории нравятся художественные картины, дающие возможность хоть ненадолго сбежать от реальности, и вся массовая культура вот уже лет сорок как "заточена" на этот побег. Но тем ярче и необычнее выглядят редкие проблески поисков правды в водовороте коммерческих кинематографических иллюзий.

Жанровый коктейль

Fullscreen

В программе Одесского кинофестиваля никогда прежде не было мюзиклов. Вот она, первая ласточка, — фильм "Дочери дансинга" польского режиссера Агнешки Смочиньской. Представили себе легкую музыкальную комедию, в которой песни и танцы заслоняют не слишком крутые повороты сюжета? Не тут-то было. Пани Смочиньска умудрилась создать фильм на границе двух, казалось бы, не граничащих жанров. Нет, не просто не граничащих — далеких друг от друга, как небо от земли. "Дочери дансинга" — мюзикл и хоррор в одном флаконе. Пойте, танцуйте и бойтесь!

Дебют

Fullscreen

"Чужой дом" — первая работа грузинского режиссера Русудана Глурджидзе. Сам фильм нельзя назвать сугубо грузинским — это копродукция Грузии, России, Хорватии и Испании. Плюс в картине участвует российская актриса Ольга Дыховичная. В мире независимого кино она довольно известна, Одесский кинофестиваль даже пригласил ее в жюри международной конкурсной программы. Первый фильм — и уже знаменитость в кадре. Неплохо, Русудан!

Кристофер Хэмптон

Fullscreen

То, что он приезжает в Украину, — само по себе событие. А тут вдобавок еще особая миссия — Хэмптон возглавит жюри Одесского кинофестиваля. И это тот самый оскароносный Хэмптон, который написал сценарий "Опасных связей" для режиссера Стивена Фрирза. Помните эти колкие, как иглы, фразы Мишель Пфайффер, витиеватые салонные комплименты Джона Малковича и пылкие наивные признания Киану Ривза? Вот кто их придумал: режиссер, писатель, поэт и сценарист, командор ордена Британской империи, член Королевского литературного общества Кристофер Хэмптон.

Мировая премьера

Fullscreen

Драма "Метаморфозис" — совместная работа россиян Сергея Тарамаева и Любы Львовой. История молодого многообещающего пианиста Алексея, жизнь которого меняется после знакомства со школьницей Сашей, дочерью его спонсора. Окружающим непонятно, что может объединять двадцатишестилетнего музыканта и ребенка одиннадцати лет. Алексея подозревают в нездоровой привязанности к несовершеннолетней. Показ фильма в международной конкурсной программе кинофестиваля станет его мировой премьерой.

Окно в Европу

Fullscreen

Сегодня в сознании большинства зрителей и кинокритиков украинское и европейское кино все еще существует как бы по отдельности, и одно вовсе не кажется частью другого. Впрочем, процесс диффузии уже пошел. В этом году фильм — участник национальной конкурсной программы "Холодный Яр. Интро" Алины Горловой также представлен в программе конкурса европейского документального кино. Причем кинокритики говорят, что в общеевропейском зачете "Хородный Яр" смотрится очень неплохо.

Лихие 1990-е

Fullscreen

Тот, кто ностальгирует по кинематографу времен распада СССР, не должен пропустить ретроспективный показ украинских лент, снятых в начале 1990-х. Ретроспектива под общим названием "Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана" подготовлена в партнерстве с Национальным центром А. Довженко. Будет "Чувствительный милиционер" Киры Муратовой (1992), "Распад" Михаила Беликова (1990), "Шамара" Натальи Андрейченко (1994), "Цветение одуванчика" Александра Игнатуши (1992) и "Вперед за сокровищами гетмана!" Вадима Кастелли (1993).

Ливанский прорыв

Fullscreen

География Одесского кинофестиваля расширяется год от года. Вот, к примеру, ливанских картин здесь никогда еще не было, а теперь есть. "Очень большой фильм" — работа режиссера Мир-Жана Бу Шаайя — повествует о жизни ливанских наркоторговцев. Хотите узнать, кто и как ловит кайф в стране, где главенствующая религия запрещает потребление алкоголя? Бу Шаайя вам все расскажет.

Уберто Пазолини

Fullscreen

Даже если вы никогда прежде о нем не слышали, не признавайтесь! Иначе вас мигом запишут в кинематогрофические профаны. Ну не могли же вы в самом деле не видеть "Время цыган" Эмира Кустурицы, который продюсировал Пазолини, или культовую ленту Винсента Галло "Город Хулиганов". А уж после того как сеньор Пазолини приложил руку к последней экранизации романа Ги де Мопассана "Милый друг" с участием Умы Турман, Кристины Риччи и кумира нынешних девочек-подростков Роберта Паттинсона, не знать о нем и вовсе непростительно. Тем более что в этом году Уберто — член жюри Одесского международного кинофестиваля.

Шекспир навсегда!

Fullscreen

"Вы повести печальней не найдете"…. Чем повесть о тех, кто уже не читает Шекспира. В рамках фестиваля запланирована ретроспектива фильмов, снятых по произведениям великого сына Британии. И пусть историки спорят, был ли он в действительности драматургом, или просто актером, выдававшим чужие произведения за свои. Мы будем с удовольствием смотреть "Гамлета" Лоуренса Оливье (1948), "Ромео и Джульетту" Франко Дзеффирелли (1968), "Макбета" Романа Полански (1971), "Книги Просперо" Питера Гринуэя (1991) и "Короля Лира" Питера Брука (1971).

Политика

Fullscreen

Ее в этом году как-то особенно много. И если в документальном кино превалирование политической тематики — дело обычное, то в художественном ленты с политическим привкусом всегда обращают на себя внимание. Любопытно, что, живя в эпоху, до отказа насыщенную политическими событиями, талантливые украинские режиссеры подчас обращаются к делам давно минувших дней. Яркий пример — картина Елены Демьяненко "Моя бабушка Фанни Каплан".

Шерлок Холмс на Потемкинской лестнице

Fullscreen

Одна из главных туристических достопримечательностей Одессы вошла в историю кино благодаря Эйзенштейну и его фильму "Броненосец Потемкин". Так с 1925 года и до наших дней эта лестница ассоциируется с кинематографом. Во время проведения Одесского фестиваля она и вовсе превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. В этом году там обещают показать киноленту "Шерлок Холмс", снятую Артуром Бертелетом в 1916 году.

Другая реальность

Fullscreen

Марилия Роша — довольно известный бразильский режиссер-документалист. Совладелица уважаемой production-студии Anavilhana Filmes и обладательница главных призов нескольких международных фестивалей документалистики впервые в жизни решилась выйти за рамки, предложенные реальностью, чтобы создать собственный кинематографический мирок. Она сняла игровое кино "Город, где я взрослею", трогательный романтический фильм о любви и женской дружбе.