История на миллион. Почему удачная киноистория важнее многомиллионных бюджетов
Режиссер Артем Литвиненко о том, как создается сериал "Нюхач" и почему мы находимся у истоков нового отечественного кинематографа
КТО ОН
Режиссер и сценарист
ПОЧЕМУ ОН
Режиссер и соавтор сценария детективного телесериала "Нюхач", который стал идеальным бизнес-кейсом для украинского кинематографа. Сегодня "Нюхач" транслируется в десятках стран мира, французские и японские компании приобрели права на адаптацию сериала. Японская версия уже снята, французская появится в ближайшем будущем
Я не уверен, что в Украине есть кино. Не согласны? Тогда назовите мне успешный украинский фильм. Давайте сейчас зайдем в любой кинотеатр и посмотрим, есть ли там вообще украинские фильмы. Это очень важное слово — "прокат". Если мы сделали картину, показали ее в Доме кино, нам поаплодировали, написали восемь рецензий, то это не кино; это ивент, междусобойчик, показ для друзей, называйте как хотите. Но я не говорю, что нет предпосылок к тому, что могут появиться успешные украинские фильмы. Сейчас много средств и сил вложено в разные проекты. Поэтому — посмотрим.
Успех "Нюхача" вдохновляет. Тот факт, что этот сериал смотрят во многих странах, что он находит отклик у самого разного, порой непонятного зрителя (например, азиатского), говорит, что мы попали в некую правильную вибрацию. Самый сложный для нас этап был в начале первого сезона. Нужно было уловить определенную тональность, сделать так, чтобы ее почувствовали актеры. В моем представлении режиссер — это дирижер, который подбирает и настраивает людей, как музыкальные инструменты, и делает так, чтобы все слаженно зазвучало. После второго сезона я ощущал сильную усталость. А вот сейчас уже третий сезон, но у меня нет такой усталости.
Сокращение бюджета сыграло с нами добрую шутку. В 2014–2015 годах, после падения всех рынков, пришлось урезать смету, и в этой ситуации приходилось выписывать сценарий таким образом, чтобы в сериях было меньше действия. Мы начали больше задавать себе вопросов по поводу персонажей, уделять больше внимания драматическим ситуациям. И это было интересно. Мне нравится третий сезон.
"С небольшими бюджетами можно попробовать сделать хорошую камерную историю"
Не могу сказать, что люблю детективы или, к примеру, драму. Хотя, наверное, драма мне нравится все-таки больше. В любом фильме или сценарии меня интересует хорошая история. Человек, его проблемы, его жизнь. И не важно: то ли эта киноистория — сериал, то ли полнометражный фильм.
Сценарий очередного сезона начинается с того, что я встречаюсь в кафе со сценаристом Андреем Бабиком. Мы сидим рядом, но почти не видим друг друга. Как бы погружаемся в вымышленный мир. Вначале кто-то из нас придумывает некую деталь, затем возникает образ, вокруг которого вырастают новые образы… Это первый этап. На втором мы как бы выныриваем из параллельной реальности, едем в офис, берем доску, что-то пишем, рисуем, спорим.
Нельзя сшить семь шапок из маленькой шкурки. Многие локальные сериалы примитивные, потому что у них маленький бюджет. С этой проблемой сталкиваются все небольшие страны. А у нас страна хоть и большая, но рынок маленький. Есть такое понятие в кинопроизводстве, как "выработка". Чем выше выработка (то есть чем быстрее снимается серия), тем хуже потом это выглядит. И других законов нет. Ну как в этой ситуации украинские киношники могут конкурировать с создателями "Игры престолов"? Бывают, правда, исключения.
Важно, чтобы наши кинематографисты не замыкались в своем мирке. У нас как-то так сложилось, что возникает междусобойчик вокруг двух-трех "великих" деятелей, которые пожизненно пребывают в этом состоянии, но почти ничего не делают. Почему так происходит? Потому что низкая конкуренция. Будет неплохо, если примут наконец-то закон о поддержке кинематографа. Там есть норма о возмещении издержек для иностранных съемочных групп. Тогда сюда приехали бы многие иностранные режиссеры. Появилась бы живая кинематографическая среда. Мы смогли бы перенимать опыт, и в итоге от этого выиграло бы украинское кино.
- Читайте также: Между адом и раем. Почему сценаристы становятся козлами отпущения и кто в кино главный
Наша киноиндустрия только-только зарождается. С небольшими бюджетами, конечно, не стоит замахиваться на фантастический боевик, но можно попробовать сделать хорошую камерную историю. Честное, качественное кино сделать возможно. Такое, на которое пойдет зритель. Думаю, мы находимся у истоков нового отечественного кинематографа и, возможно, уже вскоре увидим много новых работ и узнаем много новых имен.