От революции к эволюции. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат

Кадр из фильма "Американские животные"
Кадр из фильма "Американские животные"

В лучших фильмах, не попавших в украинский прокат, встречаются прошлое с будущим и реальное с вымышленным, и встречи эти не совсем мирные

"Апгрейд" / Upgrade

Режиссер: Ли Уоннелл
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Стив Дэниельсен, Эбби Крейден, Мелани Вальехо
Австралия, фантастический триллер с биохакерством, 100 мин.

В мире тотальной компьютеризации недалекого будущего наш главный герой Грэй — анахронизм. Он до сих пор зарабатывает на жизнь руками, собирая старые автомобили на бензине (клиент всего один, зато богатый). Грэй видит в любой автоматизации не выгоду для человечества, а кем-то потерянную работу. Словно в подтверждение его скепсиса по отношению ко всему компьютерному, беспилотная машина его жены с ней и Грэем внутри дает сбой посреди городских трущоб. Жену убивают на его глазах, а Грэй остается парализованным. Однако героя находит его последний клиент, загадочный компьютерный гений, и предлагает вживить Грэю в позвоночник разработанный им чип, который позволит ему снова двигаться. И он действительно позволит. А затем заговорит со своим хозяином и даст понять, что возможности нашего героя немного больше, чем у остальных людей.

Режиссер этого фильма Ли Уоннелл прославился в 24 года, когда совместно с Джеймсом Ваном написал сценарий к "Пиле", который стал сенсацией в прокате. Ван с тех пор один из самых модных режиссеров Голливуда, а вот Уоннелл ушел в тень, и по сути "Апгрейд" — его первый самостоятельный забег. Пока на короткую дистанцию. Это малобюджетная фантастика — еще одна история про месть с героем, разыскивающим убийц своей жены. Даже в очень стесненных условиях Уоннелл показал мир, в котором биохакинг становится все более обыденной вещью, и из нескольких не особенно оригинальных сюжетов скрутил хлесткое, остроумное и необыкновенно увлекательное кино.

"Молитва перед рассветом" / Prayer Before Dawn

Режиссер: Жан-Стефан Совэр
В ролях: Джо Коул, Порнчанок Мабкланг, Витая Пансгригам, Билли Мур
Великобритания — Франция, духоподъемный тюремный хоррор, 116 мин.

Большую часть своей жизни после совершеннолетия ливерпулец Билли Мур провел в разного рода тюрьмах. Один такой опыт он превратил в книгу — чуть больше двух лет в двух тайских тюрьмах, одна из которых, Клонг Прем, считалась худшей в стране. И этот фильм — экранизация книги, история про то, как британский паренек, попавший в тюрьму уже наркоманом и имевший немного шансов из нее выбраться, выкарабкивается со дна, найдя лестницу наверх на тюремном боксерском ринге.

"Молитва перед рассветом" — не самый типичный фильм про выживание в жуткой тюрьме. Во-первых, потому что он не жалеет зрителя, который должен пережить первый час, погружаясь в атмосферу тайской тюрьмы через героя, который почти не понимает местного языка. Создатели принципиально практически не субтитруют большинство реплик на тайском, дезориентируя не только героя, но и нас. Это оглушающий, душный и гиперреалистичный час в камерах с татуированными телами, где все спят вповалку и в любое время может случиться что-то ужасное. Режиссер Жан-Стефан Совэр строит отношения с нами через дисгармонию и телесность. Только после того, как прочувствуем этот мир, мы станем его немного понимать. И тогда "Молитва перед рассветом" перестанет быть фильмом про ад. Это кино про освобождение и самоконтроль, внезапно найденный смысл в уже потерянной жизни.

"Месть" / Revenge

Режиссер: Корали Фаржа
В ролях: Матильда Анна Ингрид Лутц, Кевин Янссенс, Венсан Коломб, Гийом Бушед
Франция, вакханалия с галлюцинациями, 108 мин.

Ришар, преуспевающий холеный француз, привозит в свое бунгало в скалистой пустыне любовницу Джен. Все происходит по обоюдному согласию, пока на следующий день туда не приезжают два друга Ришара, один из которых посчитал, что легкомысленная и красивая девушка должна дать и ему что-то, просто в силу своего статуса. В отсутствие Ришара он ее насилует, а когда тот приезжает, Джен не идет ни на какие сделки, ни на финансовую компенсацию. Тогда мужчины сбрасывают ее с утеса и собираются на охоту, как и планировали, но случайно выясняют, что девушка чудом выжила. И теперь ее надо добить.

Этот фильм успели прозвать, ни много ни мало, первым хоррором эры #metoo. Кажется, что картина следует клише поджанра женской мести за изнасилование, но это обманка. Корали Фаржа, дебютировавшая этим фильмом, рассказывает историю про выживание и постепенное завоевание главной героиней права на саму себя. Фаржа выбрала почти гротескную, абсолютно нереалистичную стилистику — кровь здесь льется ведрами, а на некоторых сценах хочется прикрыть глаза рукой. Впрочем, такие характеристики типичны для французской школы хоррора, которая со зрителем не церемонится. Но фильм выручает тон, в котором абсурд соседствует с юмором, тщательно приправленным галлюциногенными образами. И, как ни странно, этот наглый, чрезмерный фильм делает то же, что холодный душ в жару. Он бодрит.

"Американские животные" / American Animals

Режиссер: Барт Лейтон
В ролях: Эван Питерс, Барри Кеоган, Блейк Дженнер
США, история про воображаемое ограбление, разыгранное в реальности, 108 мин.

Двое студентов Трансильванского колледжа в Кентукки в 2004 году решили ограбить отдел редких книг библиотеки своего учебного заведения с прицелом на "Птиц Америки" — редчайшей, очень дорогой (и тяжеленной) книги американского пионера-натуралиста Джеймса Одюбона. Вскоре их стало четверо, так как нужны были дополнительные люди. И вот эти юноши из хороших семей принялись разрабатывать план. Между ними и книгой — лишь одна пожилая библиотекарша, но, к их сожалению, ни до 2004 года, ни после инструкций по ограблению в США написано не было. Поэтому информацию они черпали из фильмов.

Вторая кинолента Барта Лейтона после его полудокументального "Самозванца" снова гибридная. Это не только художественное кино по мотивам реальных событий, но и документальное. Прототипы всех четырех его героев интервьюируются в фильме, они вспоминают скорее не то, что делали, а что чувствовали тогда и почему. Хотя во время самой операции все пойдет не так, это совсем не комедия про ограбление библиотеки, затеянное идиотами, и не драма про то, как опасная игра превращается в реальность. И даже не ироничный фильм эпохи постправды про взаимосвязь художественного творчества и жизни. Хотя все это в картине есть, "Американские животные" — сильнодействующее отрезвляющее. К концу фильм незаметно вырастает в целую панораму поколения, которое воспитано с верой в свою исключительность и обязательность успеха и уверенностью, что никаких серьезных усилий для этого прилагать не надо. За это оно получило от реальности суровую порку.