Цена перемен. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат
Главные фильмы ноября, не попавшие в украинский прокат, рассказывают истории, в которых человек трансформирует себя, других и весь мир вокруг. И все фильмы в той или иной степени ставят на эти изменения ценник
"Поиск" / Searching
Режиссер: Аниш Чаганти
В ролях: Джон Чо, Сара Сон, Мишель Ла, Дебра Мессинг
США, Россия, кибер-детектив, 102 мин.
16-летняя Марго уходит из дома к подруге позаниматься. Утром ее отец, заснувший рано, видит, что дочь звонила ему ночью. Тревогу он поднимает только вечером, когда понимает, что она так и не вернулась вчера от подруги. И хотя полиция берется за дело немедленно и очень активно, отец проводит и свое расследование. И где еще надо искать ключи к тайной жизни своего ребенка, как не в его компьютере. Это "мониторный" фильм, за неимением лучшего названия. Детектив полностью снят в экранном пространстве гаджетов: мониторов ноутбука, телефонов, камер, телевизоров и прочего. Его реальность "находится" в соцсетях, электронной почте, видеочатах и YouTube.
Еще несколько лет назад такую форму подачи, как в этом фильме, отнесли бы чуть ли не к экспериментальной, как, например, французский "Влюбленный Тома" 2000 года, поведавший про социопатичного героя, который общается только в видеочатах. Отличие "Поиска" от жанровых вылазок последних лет в подобном формате в том, что он отлично собран, достаточно правдоподобен (режиссер до этого снимал ролики для Google, в том числе и Google Glass) и при этом построен как зрительский и увлекательный детектив про родителей, которые узнают много нового о жизни своих чад только тогда, когда с ними что-то случается.
"Восьмой класс" / Eight Grade
Режиссер: Бо Бернэм
В ролях: Элзи Фишер, Джош Хэмилтон, Эмили Робинсон, Джейк Райан
США, трагикомедия будней, 93 мин.
Каждый год выпускаются чуть ли не десятки "школьных" комедий, мелодрам, историй про взросление, хорроров и криминальных фильмов, но в этом году самым интересным и, как ни странно, увлекательным оказался "Восьмой класс", который внятно ни к чему не принадлежит вообще. Это будни 13-летней непопулярной девушки за пару недель до окончания учебного года. Попытки вести видеоблог и найти друзей, мучительные и неловкие ежедневные взаимодействия с отцом и предварительное знакомство со старшей школой в рамках обязательной школьной экскурсии.
Фильм снят очень молодым дебютантом по меркам кино. Бо Бернэму всего 28, и он известнейший комик уже более 10 лет. Когда-то он начинал, записывая ролики на YouTube. Сегодня количество просмотров его записей приближается к 250 млн. Сперва кажется немного удивительным, что Бернэм решил снять фильм про проблемы обычной девочки, видеоблог которой не смотрит никто, но это лишь обратная сторона медали. Как утверждал режиссер, это фильм про соотношение виртуального и реального образа, о чем он должен знать много. В действительности "Восьмой класс" оказался фильмом, который куда больше данной темы. И хотя картина совершенно не стремится выжать из себя конфликты любой ценой и кажется серией зарисовок, к концу она оказывается собранной и цельной. Фильм легко и ненавязчиво схватывает самые важные темы в жизни подростка и помещает в сцены с очень широкой эмоциональной палитрой: от истерически смешных до ужасающе неловких. При этом "Восьмой класс" не претендует на громкие титулы и не стремится быть панорамой общества в разрезе семейных и подростковых отношений. Рассказывает очень конкретную историю, но так, что на полтора часа каждый почувствует себя 13-летней школьницей.
"Апостол" / Apostle
Режиссер: Гарет Эванс
В ролях: Дэн Стивенс, Ричард Элфин, Майкл Шин, Кэтрин Аарон
Великобритания, США, фолк-хоррор, 130 мин.
В начале XX века человек по имени Томас Ричардсон должен отправиться на остров у побережья Уэльса, чтобы попробовать освободить свою сестру, которая была взята в заложники местной сектой. Он прибывает на остров под видом одного из переселенцев и скоро столкнется не только с местными порядками и нравами, которые очень далеки от обычных, но и в каком-то смысле — с источником местной религии. Он (вернее, она) помогает местному населению изменять реальность и выживать на острове, но и требует за это жертвы.
Режиссер фильма Гарет Эванс — человек уникальной судьбы. Сняв свой первый фильм в родном Уэльсе, который не привлек внимания, он уехал в Индонезию, где остался и в итоге снял три экшен-фильма. Один из них, "Рейд" 2011 года, стал настоящей сенсацией, открыв в мировом масштабе индонезийское боевое искусство силат и сделав из сыгравшего главную роль Ико Увайса звезду. Сняв не менее успешное продолжение, Эванс вернулся в Европу триумфатором. И хотя от него ждали фильма в том же стиле, резкого, безумного и перенасыщенного зубодробительным и изощренно снятым действием, "Апостол" оказался прямо противоположным зрелищем. Это тягучее, временами эстетское кино, сплавляющее несколько жанров — от хоррора до детектива — в не всегда гладкую, но в итоге довольно впечатляющую историю.
"Простите, что побеспокоил" / Sorry to bother you
Режиссер: Бутс Райли
В ролях: Лакит Стэнфилд, Тесса Томпсон, Джермейн Фаулер, Дэни Гловер
США, черная абсурдистская сатира, 111 мин.
Где-то в Окленде, штат Калифорния, живет Кассиус по прозвищу Кэш. Несмотря на имя, денег у него нет вообще — в характерном эпизоде в начале фильма он заливает в машину бензин на "двадцатку", и это не доллары, а центы. Живет он в гараже своего дяди с девушкой, акционисткой и художницей радикального толка. Вскоре Кассиус устраивается на работу в компанию, которая продает товары и услуги посредством "холодных звонков". Дела не двигаются с мертвой точки, пока сосед Кэша по рабочей кабинке в общем зале не посоветует ему использовать "белый голос". Да, Кэш афроамериканец, а "Простите, что побеспокоил" с этого момента становится очевидной социальной и расовой сатирой, которая все больше превращается в абсурдистскую фантасмагорию.
Про фильм в Штатах шумели половину лета, после того как он вышел в прокат. Это интересный пример не просто социальной сатиры, а фильма, который развивается в параллельной современности, где в самом популярном шоу на ТВ унижают и избивают людей, а транснациональная компания WorryFree под видом трудоустройства и предоставления жилья своим рабочим практически заново узаконила рабство. О самой обсуждаемой части картины упоминать лучше не стоит, так как в последней трети фильм не считается ни с какими правилами, благодаря чему, наверное, и является пока самой заметной сатирой года.