Гори-гори ясно. Книги, от которых нельзя отказаться в январе

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

В книжном обозрении Фокуса — три женских романа о сложных семейных, социальных и политических отношениях и две мужские книги об австралийском финансовом авантюристе и о нашей родной Ukraine, но только той, что с артиклем the

Британско-пакистанская писательница Камила Шамси переделала античный миф об Антигоне в современный социально-психологический триллер. Австралийский букероносец Ричард Флэнаган написал роман о крупном махинаторе, вздумавшем опубликовать мемуары, но такие, чтобы скрыть о себе все самое главное. Вышла вторая книга американки Селесты Инг, не менее заметная и спорная, чем первая. Ее соотечественница Эмили Фридлунд написала роман, к которому тоже относятся слова "первый", "триллер" и "Букер". Артем Чапай выпустил книгу короткой прозы The Ukraine и в четвертый раз попал с ней в шорт-лист "Книги года Би-би-си", но теперь с другого входа.

Камила Шамси "Домашний огонь"

Fullscreen

"Фантом пресс", 2018

Кто: пакистанская писательница, с 2007 года живущая в Лондоне.

Что: седьмой по счету роман Шамси. Предыдущие были одобрительно встречены критиками и попадали в короткие списки разных премий, но успех "Домашнего огня" куда заметней: Женская премия за литературу, шорт-лист "Букера", статус международного бестселлера.

О чем: давайте вспомним Софокла. Главная героиня его "Антигоны" вопреки приказу царя Креонта предает земле тело своего брата Полиника, объявленного изменником родины. Трагедия Софокла утверждала примат божественных законов над земными и приоритет общечеловеческих ценностей над военно-политическими. Роман Шамси содержит идеи того же рода, только его действие происходит в американском Массачусетсе, в Лондоне и на Ближнем Востоке. Ключевые фигуры книги — британцы пакистанского происхождения. Юная Аника, воспользовавшись любовной связью с Эймоном, сыном министра внутренних дел, пытается спасти своего брата-близнеца Парвиса, завербованного исламскими радикалами.

Как: красиво сконструированный, крепко сработанный роман, ставящий множество неудобных для современной западной цивилизации вопросов, правда, предлагающий на них вполне однозначные ответы."Антигона" в нем разыграна как по нотам: в большинстве персонажей романа Шамси нетрудно обнаружить двойника из пьесы Софокла. Еще в "Домашнем огне" хороша драматургия: медленно начинаясь, повествование постепенно ускоряется, набирает обороты и с бешеной скоростью устремляется к трагическому, в древнегреческом духе, финалу. Один из самых любопытных парадоксов романа состоит в том, что холодный расчет и искреннее чувство ничуть не противоречат друг другу. Шамси напоминает, что человек устроен гораздо сложнее, чем нам удобно думать.

Ричард Флэнаган "Первое лицо"

Fullscreen

"Эксмо", 2018

Кто: австралийский прозаик, лауреат Букеровской премии 2014 года за роман "Узкая дорога на дальний север".

Что: новая книга Флэнагана. Вышла в оригинале в прошлом году.

О чем: неудачливому, стесненному материальными и семейными обстоятельствами молодому писателю Кифу Кельманну делают предложение, от которого он не может отказаться. Киф соглашается поработать литературным негром у одиозного типа с говорящим именем Зигмунд Хайдль, которого обвиняют в присвоении $700 млн посредством финансовых махинаций. Приступив к работе над мемуарами Хайдля, призванными обелить его образ, Киф обнаруживает, что в рассказах афериста есть все что угодно, кроме правды.

Как: роман Флэнагана исследует природу лжи и ее сложные взаимоотношения с истиной. Выходит, что истина обладает несомненной, безоговорочной ценностью, однако для успеха в жизни умение лгать стократ полезней.

Эмили Фридлунд "История волков"

Fullscreen

"Эксмо", 2018

Кто: молодая американская писательница, это ее первый роман.

Что: "История волков" попала в шорт-лист прошлогоднего "Букера". Для дебюта очень даже не слабо.

О чем: о том, как школьница-подросток Мэтти, живущая в миннесотской лесной глубинке, знакомится с семьей, поселившейся на противоположном берегу озера, и становится свидетельницей произошедшей там трагедии. Глава соседского семейства Лео, сторонник религиозного движения "Христианская наука", убежден, что в случае болезни правильный образ мыслей важнее медицинской помощи, и это приводит к фатальным последствиям.

Как: вообще-то в книге сразу несколько тем, и они не очень-то пересекаются друг с другом. Основой для романа стал рассказ об учителе, обвиненном в педофилии, потом Фридлунд решила его дописать, дополнить новыми героями и в результате получила совсем не то, что изначально задумала. Кроме того, "История волков" роман не столько сюжетный, сколько атмосферный. То, как Мэтти воспринимает происходящие события, порой значительнее самих событий.

Артем Чапай The Ukraine

Fullscreen

Книги-XXI, 2018

Кто: еще молодой, но уже достаточно опытный прозаик, а также путешественник, журналист и полевой исследователь жизни. Автор семи книг, написанных в совершенно разных жанрах: путевые заметки, военные репортажи, антиутопия, документальная проза.

Что: сборник коротких текстов, тоже принадлежащих к разным жанрам: фикшен, эссе, роад-стори. Большинство изданы впервые, но есть и рассказы, взятые из опубликованной еще в 2011-м "Подорожі із Мамайотою в пошуках України". В такой книге, как The Ukraine, они явно нелишние.

О чем: об Украине со всех сторон, в том числе не самых симпатичных. О ее людях, способных и жестко разочаровывать, и приятно удивлять. Об особенностях национального характера, национального гостеприимства, национального жлобства, национального самопожертвования, национальной глупости, национальной доброты, национальной мерзости, национального величия.

Как: короткую прозу Чапая отличает оптимальное сочетание простоты и точности, юмора и сопереживания. Пожалуй, описывать жизнь такой, какая она есть, в "сучукрлите" лучше Чапая не умеет никто.

Селеста Инг "И повсюду тлеют пожары"

Fullscreen

"Фантом пресс", 2018

Кто: тоже американка, наполовину китайского происхождения, прославившаяся дебютным романом "Все, что я не сказала".

Что: вторая книга Инг, не менее резонансная, чем первая.

О чем: о столкновении двух видов мировоззрения и образа жизни. Первый олицетворяет миссис Ричардсон, добропорядочная мать семейства, оплот стабильности и надежности, гарант строгих правил, которым подчиняется жизнь в респектабельном городке Шейкер-Хайтс. Второй представлен в особе квартиросъемщицы Ричардсонов фотохудожницы Мии Уоррен, живущей случайными заработками, вечно кочующей с места на место, считающей искусство выше порядка, а милосердие важнее закона. При этом одна из дочерей Ричардсонов испытывает жгучий интерес к Мие и ее творчеству, а дочь самой Мии очарована образом жизни Ричардсонов и старшим из их сыновей.

Как: неординарный роман с волнующими коллизиями и захватывающим сюжетом, изобилующим неожиданными, эффектными и в то же время не выходящими за рамки правдоподобия поворотами. Смущает разве что открытый финал, который, как сказали бы программисты, больше похож на баг, чем на фичу.