Бархатная бензопила. Четыре ярких фильма апреля, которые не попали в прокат

Кадр из фильма "Тяжелая поездка"
Кадр из фильма "Тяжелая поездка"

Что объединяет арт-критика, музыканта металлической группы, оперативника спецслужбы и наемного убийцу? В фильмах апреля, которые не вышли в украинский прокат, это профессии повышенного риска

"Тяжелая поездка" / Hevi reissu

Режиссеры: Юусо Лаатио, Юкка Видгрен
В ролях: Йоханнес Холопайнен, Самули Яскио, Антти Хейккинен, Макс Оваска
Финляндия, Норвегия, Бельгия, комедия, 92 мин.

Маленький финский городок. Туро работает медбратом в психиатрической клинике. Он стесняется сказать девушке в цветочном магазине, что она ему нравится, и поет в самой неизвестной металлической группе Финляндии. Все четверо ее членов так ни разу не вышли из подвала дома одного из них, чтобы попробовать дать концерт. Но играть научились. И вот у них появляется шанс, когда в городок заезжает менеджер одного из крупных норвежских металл-фестивалей. В итоге группа с гордым названием "Пронзенный ректум" все-таки поедет на фестиваль. Даже если ее туда не приглашали.

Комедию про лузеров из маленького городка можно представить на любом музыкальном материале, но только, как казалось прежде, не на блэк-металле. Дело не только в том, что это экстремально громкая и очень мрачная музыка, но прежде всего в исполнителях со сценическими именами типа "Некромясник" и их убеждениях, которые часто выливаются во что-то криминальное, включая убийства и поджоги церкви. И нельзя сказать, что "Тяжелая поездка" игнорирует особенности этой субкультуры. Наоборот, тут, кажется, прошлись по всем основным ее фетишам, но избавили токсичной серьезности ее героев и сумели сделать удивительно милую и необычайно смешную комедию, в которой даже тема смерти вдруг становится источником множества положительных эмоций.

"Полярный" / Polar

Режиссер: Йонас Окерлунд
В ролях: Мадс Миккельсен, Ванесса Хадженс, Кэтрин Винник, Ричард Дрейфус
США, Германия, предпенсионное приключение киллера, 118 мин.

Через пару недель Данкану Висле исполнится 50. Это значит, что он выходит на пенсию, поскольку в его профессии работодатель не нанимает людей такого возраста. Он наемный убийца. То, что он дожил до этих лет, говорит о двух вещах: он высококвалифицирован и его ждет безбедная старость. Весь фильм будет подтверждать первое и ставить под вопрос второе. Перед выходом на пенсию организация, на которую он работает, просит выполнить последнее задание. Учитывая то, что выплачивает пенсию киллерам как раз она, а смерти вышедших на покой наемников в последнее время подозрительно участились, опытный Висла понимает, что в своем последнем деле может стать не исполнителем, а мишенью.

Чрезмерный китч и ультрабрутализм соединены в фильме встык. Наверное, поэтому вроде бы банальная история про "самого крутого на свете киллера, который убивает вообще всех" что-то взорвала в головах критиков, которые этот фильм уничтожили. И хотя пришедший из мира музыкальных видео Йонас Окерлунд показывает себя режиссером, немного испорченным клиповым киномышлением, он снял зрелищный, цельный и примечательный фильм. В "Полярном" чувствуется, насколько он собран из жанрового вторсырья, но собран с любовью и увлечением материалом, а Мадс Миккельсен, играющий главную роль, не отбывает номер. Возможно, поэтому зрительские рейтинги фильма значительно лучше критических.

"Бархатная бензопила" / Velvet Buzzsaw

Режиссер: Дэн Гилрой
В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Тони Коллетт, Джон Малкович
США, хоррор о силе искусства, 113 мин.

Легко заметить, что если уж в кино открывают работы какого-нибудь безвестного художника, то он никогда не оказывается бездарностью. "Бархатная бензопила" в этом смысле не предлагает ничего нового. С самого начала погружающий в арт-мир современного Майами — в мир снобистских критиков, беспринципных галеристов и отчаянно ищущих, чем бы встряхнуть публику, художников, этот фильм рассказывает о случайном открытии настоящего гения. Как и положено гению, Ветрил Диз умер бедным и безвестным, но его картины становятся сенсацией и собирают вокруг себя весь мир стервятников от искусства. Но поживиться на них не так просто: его безумное искусство смертельно в самом прямом смысле. И узнают об этом жертвы, когда спасаться уже поздно.

Известный сценарист Дэн Гилрой начал снимать фильмы в качестве режиссера только в 2014 году. Он сразу обнаружил вкус к сатире и бичеванию общественных пороков. Его "Стрингер" был действительно мрачным и неуютным путешествием на темную сторону журналистики, а вот обращение к миру современного искусства в "Бархатной бензопиле" устроено, почти как черная комедия. Фильм показывает кажущийся стерильным арт-мир Майами, который населяет паноптикум персонажей в разной степени неприятных, главная цель которых — заработать денежный или репутационный капитал на каждом новом тренде. Искусство опасно, как мы знаем.

"Тройная граница" / Triple frontier

Режиссер: Джей Си Шендор
В ролях: Оскар Айзек, Бен Аффлек, Чарли Ханнэм, Гаррет Хедлунд
США, кино мужское, 125 мин.

Американский оперативник неназванной спецслужбы, уставший от попыток достать одного из крупнейших наркобаронов Южной Америки Габриэля Лореа, набирает группу вышедших на пенсию ветеранов-командос. Своих друзей. Его предложение совмещает полезное с приятным. Самого Лореа, прячущегося в районе границ между тремя странами, можно окончательно стереть с лица земли, а его дом, в котором хранятся буквально сотни миллионов долларов, ограбить. И зажить счастливо.

Это еще один фильм, где группа наемников выполняет опасную миссию. Но это не "Семь самураев" и не "Грязная дюжина", потому что миссия только отчасти благородна. А за ней проглядывает банальный вооруженный грабеж. И ясно, что эта моральная дилемма для бывших солдат рано или поздно потребует в фильме свою дань. И этот момент наступает неожиданно рано. "Тройная граница" в действительности оказывается в большей степени жанровым гибридом. Его главные достоинства прячутся во второй половине фильма, когда четверо мужчин оказываются посередине Анд без средств передвижения и с таким количеством денег, которое не могут унести. Это повод для всех не только задуматься, что они делают, а и попробовать переоценить свои ценности. Конечно, этот процесс будет осложняться тем, что надо еще и выжить.