По воле Божьей. Скандальный фильм Франсуа Озона о преступлениях священников
В украинский прокат вышел фильм "По воле Божьей" Франсуа Озона – обладатель Гран-при последнего Берлинского фестиваля, – наступающий на одну из самых больных мозолей католической церкви – сексуальное насилие священников
Чуть более трех лет назад главный "Оскар" взял фильм Тома МакКарти, посвященный той же теме. Практически мгновенно очутившийся среди классики фильмов про журналистские расследования, "В центре внимания" основывался на реальной истории о том, как сотрудники бостонской газеты Boston Globe раскопали один из крупнейших скандалов, связанных с сексуальным насилием над детьми церковных священнослужителей. Речь шла о десятках священников-педофилов и чуть ли не о тысячах жертв. "По воле Божьей" уже стало банальностью описывать как "В центре внимания по-французски". Но фильм Франсуа Озона – куда более точечный и поэтому, наверное, более болезненный удар. Потому что священник-педофил в нем всего один, но выпад сделан против всей системы.
Как и американское кино, "По воле Божьей" также основан на реальных событиях. Фильм Озона – своего рода реконструкция событий, которая в 2018 года привела к суду жертв лионского священника Бернара Прейна с архиепископом Лионским. Пик "деятельности" Прейна пришелся на 1980-е годы, когда он руководил группой бойскаутов, поэтому срок давности в 20 лет по французскому законодательству уже вышел. В то же время, когда епископ узнал о преступлениях Прейна, он не обратился в полицию, не выступил публично и никак не наказал священника. Мало того, дал тому спокойно продолжать работать с детьми.
Наши герои – мужчины средних лет, в той или иной степени пострадавшие от Прейна в детстве, уже не могли требовать наказания преступника, а лишь пытаться сломать саму систему. Фильм начинается с того, что одна из жертв в наше время узнает, что Прейн до сих пор работает с детьми. Его робким попыткам добиться извинений и хотя бы внутрицерковного наказания священника посвящена первая треть фильма, его коммуникация с епископом Лиона носит характер все более абсурдной переписки – тот признает, что такие случаи недопустимы, но ничего не делает.
На исходе первого часа становятся очевидными кардинальные отличия между американским и французским фильмами. Лионскую историю нельзя было строить как линейное расследование сплоченной команды, которая проталкивала его от начала до конца, как американская. На разных стадиях ее подхватывали разные люди и несли дальше. И все они были жертвами, поэтому фильму не нужно даже прикидываться детективной историей и что-то доказывать.
Когда в фильме делом заинтересовывается полиция и находит еще одну жертву, Франсуа Дебора (Дени Менош), тот сразу понимает, что нужно бороться с самой церковной системой. И для этого надо идти напролом не против одного преступника, а против всей структуры, которая делает вид, что ничего не происходит.
Фильм Озона – это крупно нарезанный триптих из историй трех героев, которые сыграли очень важную роль в том, чтобы это дело дошло до суда, а история получила большую огласку. Их цели, жизни и даже тяжести их травмы совершенно разные. Озон делает ставку на эмоциональное вовлечение зрителя, но его манипуляции достаточно тонкие, чтобы сойти почти что за объективность. "По воле Божьей" – очень холеное европейское кино, которое учитывает нюансы, очень внимательно к тому, что показывает и как. Зрителя здесь не насилуют крупными планами страданий жертв, снова вынужденных переживать то, что случилось с ними в детстве. Все они выросли и как-то справились (или нет) с этими ранами. И хотя они снова открылись и кровоточат, теперь герои нашли друг друга и объединены общей целью. За очень сдержанной и почти процедуральной историей о том, как группа людей пытается добиться справедливости, Озон очень редко дает явно понять, что подтекст его фильма разъедающе ядовит. В разное время своей карьеры обращавшийся и к китчу, шоку и куда большей провокативности, этот известный французский режиссер в своем последнем фильме действует почти как классицист. Но не зря название дает единственное нарушение в характере фильма. Единственная вроде бы случайность, а не закономерность. Это фраза епископа Лионского во время пресс-конференции, заявившего, что "по воле Божьей" срок давности этого дела уже вышел, и сделавшего вид, что оговорился перед шокированной прессой. "Случайность, говорите?" – спрашивает Озон.