Правила выживания. 4 фильма о силе воли и духа
Все фильмы этой подборки — о выживании. И если борьбу за жизнь после крушения самолета за полярным кругом представить легко, то выживание успешного политика в благополучной Испании — сложнее. Кроме того, все эти фильмы на удивление согласны в одном: выживание — процесс не индивидуальный
"Арктика" / Artctic
Режиссер: Джо Пенна
В ролях: Мадс Миккельсен, Мария Тельма Смарадоттир, Тинтринаи Тихасук
Исландия, выживание в мире льда, 98 мин.
Режиссер этого фильма Джо Пенна — не просто дебютант, а по-хорошему очень наглый дебютант. Его "Арктика" — история выживания, только Пенна по-самурайски отрезал от нее все лишнее и отвлекающее. Этот фильм начинается не с катастрофы, обычно оставляющей героя в трудной ситуации, из которой ему необходимо выбираться. Он уже там. Он уже выжил. Его самолет потерпел крушение где-то за полярным кругом еще до начала фильма. Сперва мы видим распорядок дня: расчистить надпись SOS на снегу, проверить, есть ли рыба на крючках, проведать могилу его неизвестного спутника (спутницы?), отослать сигнал бедствия посредством ручной динамо-машины. Очень скоро на горизонте появится вертолет, но он героя не спасет, потому что на его глазах потерпит крушение.
Никаких флешбэков, объясняющих хоть что-то, всего трое героев и почти полное отсутствие диалогов в силу событий, которые лучше зрителю даже не спойлерить: "Арктика" — очень строгое и очень суровое кино о невероятной силе духа главного героя. Его играет Мадс Миккельсен, икона в Дании и просто отличный актер, которому не нужны даже слова, чтобы сделать роль такой как надо. За все остальное отвечает не фантазия автора, а неумолимое развитие событий, в результате которых герой отправляется в фактически обреченное путешествие ради жизни своей и тех, кто от него зависит.
"Королевство" / El reino
Режиссер: Родриго Сорогойен
В ролях: Антонио де ла Торре, Моника Лопез, Начо Фреснеда, Луис Кабрера
Испания, Франция, выживание в мире политики, 132 мин.
Под почти неумолкающий, долбящий электронный бит "Королевство" в бешеном темпе рассказывает о лихорадочной одиссее испанского политика, попавшего в коррупционный скандал и пытающегося спасти свою шкуру. Мануэль Лопез-Видаль — вице-секретарь регионального отделения неназванной (но крупной) политической партии с перспективой стать главой местной ячейки. Мы с первой же сцены знаем о том, что все крупные шишки в партии связаны коррупционными схемами, но в поле зрения правоохранительных органов попадает именно Мануэль. Партия решает сделать его козлом отпущения. Герой будет сопротивляться до последнего, объявив войну всей системе, породившей его и воспитавшей.
Фильм "Королевство" намеренно устроен так, чтобы порождать идиосинкразию. Это неудобное, раздражающее кино, где слишком много героев и слишком мало объяснений происходящего. Отчасти это мера отчуждения от главного героя. По идее, нам не нужно вникать в его положение в подробностях. Его герой не должен рождать симпатии, а если бы режиссер немного сместил акценты, то получилась бы хорошая и смешная политическая сатира. Но у автора фильма Родриго Сорогойена, пожалуй, иные цели. Он рассказывает об одном человеке, а за скобками всегда не забывает держать более общие цели, о которых фильм заявит в полный голос только в финале.
"Во время грозы" / Durante la tormenta
Режиссер: Ориоль Пауло
В ролях: Адриана Угарте, Чино Дарин, Хавьер Гутьеррез, Альваро Морте
Испания, выживание в складках времени, 128 мин.
9 ноября 1989 года, в день падения Берлинской стены, в Испании началась сильная гроза, сопровождавшаяся странными магнитными феноменами. Через 25 лет с идентичными характеристиками она повторилась. Только въехавшая в новый дом с мужем и дочерью Вера 9 ноября 2014 года переживает самый странный случай в своей жизни. Через видеокамеру, оставленную прежними жильцами, она связывается с мальчиком, жившим в этом доме в 1989 году. Она предотвращает его смерть, которая должна была наступить спустя несколько минут. А проснувшись утром, обнаруживает себя в реальности, где у нее нет ни мужа, ни дочери. И вооруженная пониманием того, что гроза работает как мост времени, и знанием того, сколько она продлится, Вера попытается вернуть себе свою жизнь.
Этот фильм использует схему временного континиума, наиболее известную по картине "Назад в будущее". Но в этом фильме нет перемещений героев во времени — есть только контакт между героями во времени. "Во время грозы" местами зависает над пропастью слезливой мелодраматичности, но умудряется в нее не упасть, благодаря захватывающей истории. В ней героиня оказывается зажатой в действительно невозможной ситуации. Ей необходимо выбирать между чужой жизнью, справедливым наказанием преступников (такие тоже будут) или собой. Режиссер, он же сценарист Ориоль Пауло находит неординарный выход.
"Закатать в асфальт" / Dragged Across Concrete
Режиссер: Стивен Крэйг Цалер
В ролях: Мел Гибсон, Винс Вон, Тори Киттлз, Майкл Джей Уайт
США, выживание в каменных джунглях, 159 мин.
Двух полицейских временно отстраняют от работы после того, как они попали в медиаскандал: один из жильцов дома, где проходила полицейская операция, выложил снятое им видео грубого обращения с задержанным. Один из полицейских, уже пожилой Бретт Риджман, особенно остро чувствует несправедливость мироустройства. Он живет с семьей в плохом районе, где его дочь постоянно оскорбляют подростки. Его жена, тоже бывший полицейский, стала инвалидом на службе, а он сам так и не продвинулся дальше ранга, в котором начинал службу. Поэтому свой вынужденный (и неоплачиваемый) отпуск он хочет провести так, чтобы заработать денег для семьи. Совсем незаконным способом. Его напарник не может бросить партнера.
Режиссер этого фильма Крэйг Цалер очень быстро сделал себе имя первыми двумя картинами: "Костяной томагавк" и "Драка в блоке 99". К новой картине он подошел сформировавшимся автором. Его кино медленное и долгое. Оно скрупулезно исследует характеры своих героев, чтобы столкнуть их в конце между собой или с внешними обстоятельствами, причем так, что во все стороны летят брызги крови и оторванные конечности. "Закатать в асфальт", несмотря на отличную критику, обзавелся противоречивым статусом фильма, герои которого консервативны, нетолерантны и даже не стараются идти в ногу со временем. Цалер метко парирует тем, что он рассказывает истории, а не делает политические заявления. И они у него, надо сказать, получаются что надо.