Зачатие на троих. Чем хорош фильм "Мечта Катрины", открывший Неделю швейцарского кино

В Украине стартовала Неделя швейцарского кино, проходящая при содействии компании "Артхаус трафик". Наш корреспондент побывал на открытии этого ивента, чтобы посмотреть один из самых резонансных фильмов этой страны за последнее время.

Related video

Швейцария есть Швейцария. Там языковой проблемы не существует, зато есть 4 государственных языка. Поэтому люди на экране спокойно переходят с итальянского на французский, тут же нечаянно сползают на немецкий и по необходимости присыпают все сверху английским (хотя уже и с некоторой натугой). "Мечту Картины" хорошо смотреть с оригинальной звуковой дорожкой и украинскими субтитрами – так, как, собственно, показывают этот фильм в "Жовтне". Веселая языковая смесь придает фильму особый колорит – чувствуешь себя приобщенным к чему-то наднациональному, а это как бы гарантирует подлинность зрелища. Ну, или имитирует его.

Героиня фильма – симпатичная, хотя и несколько худощавая Катрина, дамочка средних лет, настойчиво мечтающая о ребенке. Муж сомневается, стоит ли. И вот они уже практически договариваются – но тут муж гибнет в автокатастрофе. В той же машине едет его ближайший друг, который получает страшные травмы, но выживает. Его голова совершенно цела, а у мужа Картины все еще не угасла химия в теле. И узнавший об этом гениальный врач решает приклепать к этому телу целую голову друга. В здоровом теле – здоровый дух, как говорится. Ну, а что? Так ли уж это фантастически выглядит, по нынешним временам?

Дальше будет интересно. "Мечту Катрины" никак не назовешь остросюжетным фильмом, но психологически все выстроено крайне занятно. В итоге героине удастся так обстряпать свое непростое дельце, чтобы все-таки получить ребенка, причем одновременно от всех – и от мужа, и от его друга, которого Катрина, как оказывается, тоже любила, и еще как! Более неожиданный вариант "любви на троих" трудно припомнить в истории мирового кинематографа.

Важно
"Люди в черном: Интернэшнл": 5 причин посмотреть новый фильм о спецагентах
"Люди в черном: Интернэшнл": 5 причин посмотреть новый фильм о спецагентах

Перед нами – чистейший образец авторского кино, исполненный, несмотря на довольно мрачный бэкграунд, в весьма легкой манере, с искорками юмора, рассыпанного по сюжету там и сям. Это, как правило, юмор не диалогов, но ситуаций и положений, намеков и аллюзий. Фильм полон света и тепла, что резко контрастирует с невеселой обстановкой клиники – основного места действия. Сталкивая разные эмоциональные начала, авторы, братья Бишофбергеры (они и режиссеры, и сценаристы) добиваются интересного эффекта. Фильм балансирует на грани драмы и притчи, не сваливаясь ни в одну из этих пропастей, а зрителю обеспечен контрастный душ эмоций и переживаний, который, с одной стороны, освежает, но с другой – оставляет на сердце какое-то смутное беспокойство.

Творческое прошлое братьев Дарио и Мирко Бишофбергеров практически неизвестно рядовому зрителю за пределами Швейцарии, хотя на фестивальном уровне им есть чем похвастаться. Та же "Мечта Катрины" получила на последнем Дублинском фестивале приз за лучшую операторскую работу (она здесь действительно великолепна). Предыдущие творения братьев представляют их как любителей исследовать разного рода пограничные состояния. Когда знакомишься с их биографиями, понимаешь, откуда это. 44-летний Дарио родился в Южной Африке, имеет итальянское гражданство, занимается музыкой. 39-летний Мирко – доктор биохимии, журналист и тоже, в дополнение к швейцарскому, итальянский гражданин. Это – люди мира в полном смысле слова. И фильмы у них получаются такими по духу. Во всяком случае, "Мечта Катрины" - именно таков.

Пишут, что с его финансированием у братьев возникли проблемы и им даже пришлось на каком-то этапе прибегнуть к краудфандингу. Но на конечном продукте это не сказалось. "Мечта Картины" совершенно не производит впечатления чего-то натужного или нищенского. Это сочный, профессионально сработанный и очень своеобразный фильм о том, что всесилие науки все-таки имеет свои пределы, а вот стремление человека к персональному счастью – совершенно не имеет.