Ангелы-гуцулы и Шагал. Павел Гудимов рассказал, как от "ангельской" темы перейдет к "смертельной"
Фокус поговорил с бывшим участником группы "Океан Ельзи" Павлом Гудимовым о его выставке-блокбастере "Ангелы", о том, где он покупал Дюрера и зачем сейчас ехать во Львов кроме гастротуризма
У Павла Гудимова сразу несколько творческих ипостасей, впрочем, есть люди, которые знают лишь одну из них. Самая известная связана с музыкой. Гудимов — участник золотого состава группы "Океан Ельзи". Да-да, того самого, который сформировался осенью 1994 года, когда были записаны первые главные хиты, дебютный альбом "Там, де нас нема", сыграны первые крупные концерты. Павел Гудимов был гитаристом "Океана Ельзи" более 10 лет.
В 2005 году он ушел из коллектива и занялся персональной музыкальной карьерой, впрочем, несколько раз еще играл в "золотом составе" ОЕ — на легендарном концерте на Майдане в 2013 году и в 2014-м, на юбилейном концерте в честь 20-летия группы.
Другая сфера его интересов не менее достойна внимания. Павел Гудимов — коллекционер и галерист (владеет арт-центром "Я-Галерея"), но главное — один из лучших в стране кураторов современного искусства.
Ангелы вблизи. Специально для экспозиции организаторы провели фотосъемку росписей в храмах
Один из его масштабных проектов, заставивший пойти в музей публику, которая никогда туда не захаживала, — "Тени забытых предков" в "Мыстецьком арсенале", посвященный юбилею одноименного фильма. Огромный "костер" из гигантских бревен, комиксы по анекдотам, произошедшим на съемочной площадке, редкие фотографии и гуцульские народные артефакты — выставка показала массу новых вариантов легкого, интересного рассказа о важном. "Проект Энеида" в Нацмузее к годовщине стихотворного шедевра Котляревского, "Metrioilis. Прошлые утопии будущего" — к каждой из этих тем куратор подходил нестандартно, рассказывая простые истории с помощью очень сложного, казалось бы, материала. Его новый впечатляющий проект — выставка "Ангелы", подготовленная совместно со Львовской галереей искусств. Она занимает две музейные локации Львова.
Первый толчок
Замысел выставки об ангелах Павел Гудимов вынашивал долгие десять лет. Отправной точкой для проекта стала одна картинка. "Помню, я заехал в гости к матери и взял у нее книжку — это был скандинавский мистический фикшен об ангелах, — говорит Павел. — Книжка меня зацепила, и я начал исследовать, кто и как иллюстрировал эту тему".
Однако сходу ангелы куратору не поддались. "Начав погружаться в эту тему, я быстро понял, насколько она сложная, объемная и трудоемкая и насколько мне не хватает ни собственного опыта, ни доверия коллег, чтобы реализовать ее так, как мне хотелось. Был необходим огромный ресурс, участие экспертов, кураторской группы и бюджет", — вспоминает Гудимов. Тогда он на время отложил идею "ангельской" выставки, но продолжал изучать что-то связанное с ней, собирал материалы, общался на эту тему с коллегами-музейщиками, в том числе с легендарным Борисом Возницким, ныне покойным бывшим директором Львовской национальной галереи, носящей его имя. И, как это бывает, накопленный материал, обсуждения и разговоры не пропали даром: три года назад все сложилось, Павел начал работу над выставкой. "Если честно, сейчас я думаю, что хорошо, что "Ангелы" не сделаны раньше — реализация "в полмеры" была бы губительна для подобного проекта", — уверен он.
Командная работа. Куратор выставки Павел Гудимов собрал большую группу экспертов для работы над выставкой
"Ангельская" тема на первый взгляд может показаться легкомысленной: ангелы и ангелочки — один из самых растиражированных образов в массовой культуре, подчас граничащий с китчем. Куратор отдавал себе в этом отчет, поэтому делать сто первую однотипную выставку или развенчивать существующие стереотипы не собирался. "Было интересно показать ангельское во всей полифонии", — говорит Гудимов. — Эта выставка — попытка поговорить о высшем и показать, как сакральные явления превращаются в культурные. Мы начали работу с изучения материалов о других выставочных проектах на эту тему: их в разное время было очень много, но все они так или иначе базировались на морфологии, аналитического подхода там было мало. Понимали, что беремся за сложную тему, и важно найти верный тон для разговора о ней с широкой аудиторией".
Учитывая, что ангел — один из самых мощных религиозных, мифологических и художественных образов, выбирать команде проекта было из чего. Свыше четырехсот произведений, которые в результате составили экспозицию, отобрали из сорока музейных и частных собраний Киева, Одессы, Львова, Ивано-Франковска, Полтавы, Сум, Ужгорода и других городов. Уровень имен, а также разнообразие стилей и видов искусства впечатляют: уникальные деревянные скульптуры Иоанна Георга Пинзеля XVIII века соседствуют с офортами Дюрера, работы Врубеля и Шагала — с концептуальным искусством Ильи Кабакова, а произведения Тиберия Сильваши — с комиксами. Кроме того, два автора создали работы специально под проект: Святослав Лунев написал музыку, которая в данном случае является не фоном, а полноценным элементом выставки, а современная художница Альбина Ялоза сделала масштабную инсталляцию "Иерархии и архангелы".
Полевые находки
Но самая, наверное, интересная часть — поиски произведений. В ходе подготовки проекта около сотни работ, среди которых графика Дюрера и Шонгауэра, живших 500 лет назад, Марка Шагала, закупили специально для проекта, поскольку необходимого материала в Украине не было ни в архивах, ни в музеях. Работы искали долго и скрупулезно: что-то приобретали в поездках по Европе, что-то нашлось на аукционах, кое-что купили и отреставрировали самостоятельно.
От Дюрера до Шагала. Оттиск с офорта Дюрера стал одним из важных приобретений, сделанных специально для выставки
"Оттиск классической литографии Марка Шагала 1956 года с ангелом, простирающим руки, я впервые увидел в Датском музее дизайна и сразу понял, что она должна быть в экспозиции, — вспоминает куратор. — Начал искать на аукционах, и через три месяца мы ее купили за €600, это недорого для работы такого уровня. У нее, к сожалению, был дефект — прежний владелец, завернув, наклеил ее на основу. Увидев это, я сначала пришел в отчаяние, но, к счастью, работу удалось отреставрировать".
Похожая история произошла и с оттиском Макса Клингера — ее Гудимов также "высмотрел" на выставке в Европе, а потом нашел такую же. "Работу Клингера я увидел на выставке в Национальной библиотеке Франции, — говорит куратор. — Рисунок датирован концом 1870-х, оттиск сделан несколько лет спустя. Я начал искать такую же работу, оказалось, что это был большой нелимитированный тираж". Работу нашли на аукционе, купив всего за несколько сотен евро, поскольку у нее также был небольшой дефект — основа листа подрезана. "Но сам лист графики был цел и в отличном состоянии, — отмечает Павел Гудимов. — Просто в Германии, откуда прибыла эта работа, педантично относятся к сохранению графики".
Планы на будущее: трилогия о жизни и смерти
На выставке можно увидеть не только предметы искусства и археологии, но и артефакты массовой культуры, кино, музыки и других видов искусства. "Ангелы" стали отличным примером пока что новой для Украины модели масштабного тематического проекта, для которого объединяются специалисты из различных областей, серьезные бюджеты и силы многих культурных игроков. Это глубокое исследование, но благодаря уходу от стандартного "музейного набора" и современной разноплановой экспозиции, выставка не смотрится ни скучной, ни громоздкой — в ней много маленьких историй внутри главного повествования, есть место и для неожиданных открытий, и для размышлений.
Крылатые. В экспозицию включены образы не только ангелов, но и демонов — крылатые бывают разные
Когда в Украине появляется проект такого масштаба, первый вопрос: покажут ли его в других городах? Павел Гудимов на этот счет категоричен. "Многие меня спрашивают, повезем ли мы "Ангелов" в Киев. Нет, это выставка, сделанная специально для Львова, она существует в формате "здесь и сейчас". Есть музейная традиция: если хочешь поехать на Брейгеля в Вену, то едешь — Брейгель к тебе не приедет. И это правильно".
Вместо этого куратор планирует продолжать развивать культурный туризм с помощью проектов в регионах. Гудимов рассчитывает, что в том же Львове он вскоре составит конкуренцию популярному нынче гастрономическому туризму, и приводит цифры: около половины посетителей "Ангелов" — приезжие.
"Ангелы" ждут посетителей до конца сентября, но на этом история не закончится. За время работы над проектом замысел так разросся, что решено превратить его в большую выставочную трилогию. "Ангелы" — лишь первая, вводная часть. Вторую планируют назвать "Адам и Ева" и посвятить вечному сюжету — отношениям мужчины и женщины. Третья часть цикла, с рабочим названием Deadline, о смерти как явлении, обещает быть самой интересной с точки зрения подачи — на эту тему, в отличие от ангелов, выставки делают редко.
От сакрального к культурному. Организаторы проекта посмотрели на образ ангела по-новому, проанализировав его роль в мировой культуре
Разговор о высших материях: "Акцент в проекте сделан на образе ангела именно в украинской культуре, хотя на выставке представлены работы художников из разных стран, — говорит искусствовед и одна из экспертов проекта "Ангелы" Диана Клочко. — Мир очень долго воспринимал Украину сквозь призму российской культуры, без акцента на нашей принадлежности к общеевропейскому контексту. Сегодня это, к счастью, меняется". Выставка состоит из пяти ключевых разделов. Первый из них, с романтичным названием "Крылатые", отсылает к античным корням ангелов и показывает различных крылатых существ из мифологии и истории искусств — как ангелов, так и демонов. Второй, самый большой раздел "Сюжеты" изображает ангелов в разных ситуациях и обстоятельствах. Третий раздел, "Архангелы и иерархии", представлен инсталляцией с элементами графики Альбины Ялозы. Такое, казалось бы, необычное сочетание художница считает в данном случае оптимальным. "Я много лет работаю с гравюрой, — говорит Альбина Ялоза. — Инсталляцию же выбрала потому, что объект позволяет идеально воплотить работу на "ангельскую" тему". Четвёртый раздел, "Культура", тоже гигантский, что неудивительно, исходя из названия. От разнообразия представленных имён, периодов и стилей здесь просто голова кругом идёт. Тут и офорты Дюрера и Клингера, и барокко и классицизм, и ангелы в кино и львовской скульптуре. В этом же разделе кураторы затрагивают мало кем исследованную тему национальной идентичности ангелов, представляя работы с "крылатыми" из разных регионов Украины — например, ангелами-гуцулами. Последний раздел, "Ангелы и люди", посвящён взаимодействию ангелов с социумом и раскрывает основную идею выставки: проследить, как сакральное явление становится культурным. Здесь появляются такие понятия, как "ангел-хранитель", сюда же, как ни странно, попали сюжеты, связанные со Страшным судом. Выставка заканчивается залом с огромным столом с целым калейдоскопом "ангельских" тем, не вошедших в другие разделы: здесь комиксы, карикатуры, архитектурные элементы, религиозные артефакты, открытки, керамика, предметы китч-культуры и многое другое.