О прошлом про будущее. 3 фильма августа, которые не попали в украинский прокат
Подборка фильмов августа, не попавших в украинский прокат, посвящена будущему кино, ведь именно их авторы определят лицо современного кинематографа
"Работа без авторства" / Werk ohne Autor
Режиссер: Флориан фон Доннерсмарк
В ролях: Том Шиллинг, Себастиан Кох, Паула Беер, Саския Розендаль
Германия, Италия, трагедия страны от лица одного героя, 188 мин.
Рейтинги: IMDB – 7.7. Rotten Tomatoes – 78%
Это монументальное полотно истории Германии от начала Второй мировой до середины 1960-х. Его герой еще мальчиком переживает определяющее в жизни событие — старшую сестру заключают в психиатрическую клинику. Там она становится жертвой нацистской программы по стерилизации, а затем по физическому уничтожению всех тех, кто мог испортить гены здоровой арийской нации. Мальчик же вырастает в художника, за которым автор фильма почти не скрывает Герарда Рихтера. Настолько не скрывает, что один из крупнейших художников второй половины XX века так и не нашел в себе сил посмотреть этот фильм.
"Работа без автора" построена на том, что зрителям эта картина сообщает куда больше, чем героям. В этом она следует за самой жизнью — прототип главного героя Герард Рихтер только в 2000-х узнал, насколько наполнена драматическими совпадениями его судьба и насколько в ней отразились травмы всей страны. Режиссер фильма Флориан фон Доннерсмарк снимает редко, но основательно. Если не считать его командировку в Голливуд, где он снял откровенно развлекательный "Турист", это его второй фильм за 13 лет. Как и в сенсационном своем дебюте "Жизнь других" (2006), в этом фильме Флориана интересуют те же вопросы конформизма, отношения к своему наследию и конфликта государства и личности.
"Перелетные птицы" / Pájaros de verano
Режиссеры: Чиро Гуэрра, Кристина Гальего
В ролях: Кармина Мартинес, Хосе Акоста, Наталия Рейес, Ихон Нарваес
Колумбия, Германия, Мексика, криминальный народный эпос, 125 мин.
Рейтинги: IMDB – 7.7 Rotten Tomatoes – 96%
Это криминальный эпос о взлете и падении, еще одно "Лицо со шрамом", но рассказанное с очень необычной перспективы. Его герой принадлежит этнической группе Вайю на севере Колумбии — одному из немногочисленных племен, которые сохранили свою идентичность и не были покорены испанцами в свое время. Наша история начинается в конце 1960-х и затрагивает самое начало того, как Колумбия стала одним из центров производства наркотиков и наркотрафика. Главный герой ввязывается в торговлю марихуаной только для того, чтобы заработать на приданое, которое он должен выплатить по законам своего народа.
Конечно, тут нет ошалевшего Аль Пачино с белым от кокаинового порошка лицом и лихих перестрелок, заканчивающихся реками крови. Фильм "Перелетные птицы" почти не тратит время на насилие, прибегая к его показу только при крайней необходимости. Его фокус не на распаде личности героя, а на распаде самого уклада жизни целого народа. Под видом криминального эпоса в стиле поэтического реализма с вкраплениями магического Гуэрра снял кино о столкновении времен, которые уничтожают друг друга. Гуэрру запросто можно включить в первую десятку перспективных звезд мирового кино, которым не исполнилось 40 лет. После "Объятия змея", номинированного в 2016 году на "Оскар", "Перелетные птицы" только подтвердили его статус.
"Долгое путешествие в ночь" / Di qiu zui hou de ye wan
Режиссер: Би Гань
В ролях: Веи Тан, Сильвия Чанг, Джу Хуань, Ли Хон Чи Китай, Франция, красивый сон, 131 мин.
Рейтинги: IMDB – 7.2 Rotten Tomatoes – 93%
Давайте не будем повторять хитрости китайского прокатчика фильма. "Долгое путешествие в ночь" вышел в прокат в Китае в конце прошлого года с рекламой, гарантирующей, что это идеальный фильм для первого свидания. По факту это действительно так, но режиссер фильма Би Гань — это совсем не Стивен Спилберг. Скорее, это восходящая звезда авторского кино. Поэтому можно сказать честно: это медленное, напоминающее сон кино, в котором сложно ориентироваться и которое высидит далеко не каждый. Его первая часть — гиперстилизованная нарезка из прошлого и настоящего мужчины средних лет, который ищет главную женщину своей жизни. Проблема в том, что он не помнит ее имени и с трудом может вспомнить, как она выглядит. Вторая — его возвращение в городок, где он провел детство, и путешествие по нему, во время которого границы между сном и реальностью окончательно размываются.
Фильм Би Ганя мог бы стать еще одним представителем невыносимого артхауса, который показывают на фестивалях и которому аплодируют все сто настоящих ценителей. Но "Долгое путешествие в ночь" с момента премьеры в Каннах сумел доказать, что он интересен куда более широкой аудитории, чем это казалось сначала. Это очень доброе и простое высказывание о любви и человеческой близости, просто рассказанное уникальным киноязыком.