Художественная завязь. Самые яркие проекты Биеннале молодого искусства в Харькове

С 17 сентября по 31 октября в Харькове пройдет Биеннале молодого искусства. Это событие национального масштаба: только в основной программе покажут 45 проектов, созданных художниками изо всей Украины. Вдобавок к этому есть параллельная и образовательная программы.

Это уже вторая биеннале, посвященная творчеству молодых художников. Первая проходила в 2017 году в Киеве под названием "Фестиваль молодых украинских художников". Министерство культуры, основатель проекта, решило с помощью выставки развивать культурную децентрализацию и перенесло ее в Харьков. Основная проблема, с которой столкнулись организаторы выставки, — это локации, поиск которых велся восемь месяцев. Таких огромных площадок, как киевский Мыстецький арсенал, в Харькове нет. Поэтому харьковская биеннале расположится сразу в 16 локациях.

Кураторы биеннале — Анастасия Евсеева, Дарина Скринник-Мыська и Борис Филоненко — темой мероприятия выбрали фразу "Кажется, что я вхожу в наш сад". Ее взяли из граффити на одной из харьковских улиц, а на самом деле — проекта художников Данила Ревковского и Андрея Рачинского "Война надписей". В Харькове сильное уличное искусство, но этот проект, наверное, самый пронзительный. Художники в городском пространстве написали личный текст — слова матери, у которой сын погиб в АТО, — а затем следили за судьбой этих граффити.

Организаторы выставки обратились к образу сада потому, что садоводство придает уверенности. Во времена, когда все рушится, происходят войны и катастрофы, садовник взращивает деревья и цветы и собственными руками приводит в порядок хотя бы маленький участок мира. "Садовник от культуры, художник может заложить начало уверенности в неопределенные времена", — заявляют кураторы биеннале.

Актуальное искусство часто быстротечно и вызывает дискомфорт, поскольку художники нового поколения высказываются на самые тревожные темы: памяти и забвения, о том, как мы заботимся о своем пространстве и друг друге, о размытых границах виртуального и реального. Они формулируют проблемы, о которых общество часто боится говорить и не хочет в них разбираться. Так современное искусство становится зеркалом, в котором видна наша реальность, и это знание придает уверенности. Особенность искусства еще и в том, что оно преображает пространство, где его выставляют. И даже если харьковская биеннале не придаст вам уверенности, то наверняка поможет по-новому увидеть город.

Fullscreen

*******

Fullscreen

28 проектов — старый корпус отеля "Харьков" (вход в арку за городским кафе "Харек" с улицы Тринклера), пл. Свободы, 7. Работает ежедневно, 11:00–20:00.

*******

Fullscreen

11 проектов — ЦСИ "ЕрмиловЦентр", пл. Свободы, 4. Режим работы: 12:00–20:00, выходной — понедельник

Кураторы биеннале проанализировали каждое слово девиза "Кажется, что я вхожу в наш сад" и воплотили их смыслы в мероприятии. Борис Филоненко говорит, что слово "кажется" — о неуверенности, границе между реальным и воображаемым. Уже во время подготовки к мероприятию организаторы открыли пространство, которое до этого во многом было виртуальным и о нем знало мало горожан. Это исторический корпус отеля "Харьков" на площади Свободы. Фасад гостиницы выходит на площадь, но из-за мигающих рекламных экранов на нем здания не замечают. Второй и третий этажи, где когда-то был самый роскошный ресторан Харькова, уже десять лет в запустении. Теперь же их подготовили для экспозиции и откроют для публики на период выставки.

А вот плоды воображения во всем их многообразии можно увидеть в детской программе биеннале. Собственно, главная выставка программы так и называется: "Уяви плоди уяви". Куратор программы — детская студия Aza Nizi Maza, выставки которой всегда вызывают фурор. У основателя студии и преподавателя Николая Коломийца особый подход: в творчестве нет запретных тем, и дети не должны ограничивать свою продуктивность только потому, что "не умеют рисовать". В итоге его воспитанники создают потрясающие в своей искренности и точности работы. Для биеннале участники студии создали работы и для основной экспозиции о саде, и организовали гиперинсталляцию "Призрак оперы и балета"

*******

Детская программа: галерея HudpromLoft, ул. Искусств, 15; студия Aza Nizi Maza, ул. Чернышевского, 4; студия D16 art lab, ул. Сумская, 67.

*******

Fullscreen

Ярына Шумская. Перформанс "Цикличность" — 15 сентября, 15:00, CXID Opera, ул. Сумская, 25.

*******

Fullscreen

Алевтина Кахидзе. "Нет в саду крови, у растений только сок светло-зеленого цвета" — 9–31 октября, Харьковский литературный музей, ул. Багалия, 6. Режим работы: 10:00–18:00, суббота, воскресенье — выходные

Классическое искусство — это прежде всего живопись. Но на биеннале в Харькове ее мало. Современные художники работают в большом диапазоне техник и материалов, часто создавая свои объекты из того, что под рукой. К примеру, в мероприятии участвует львовская художница Тереза Барабаш, в портфолио которой есть инсталляция "Дощ в Україні" — подвешенные на леске гвозди, обмотанные красными нитками. Ажурная конструкция выглядит как облако из капель крови. По задумке автора, этот дождь отравлен агрессией и несет в себе драму и беспокойство.

Подобные работы вызывают широкий диапазон реакций — от восторга до полного неприятия, чего и добиваются организаторы биеннале: хотят, чтобы каждый зритель по-своему зашел в сад искусства. Другая особенность современного искусства — в его динамичности: это не застывшие изображения на полотне, а процесс. Художники не рисуют, а создают перформансы и видео. Образцы жанров тоже покажут в Харькове — еще до официального открытия биеннале, 15 сентября, в опере представит перформанс Ярына Шумская. Также в Литмузее организовывают выставку видео Алевтины Кахидзе. В 2017 году художница проводила диалоги между жителями Славянска и Ужгорода, а в рамках биеннале продемонстрирует видеорепортажи проекта под названием "Битва садовников".

*******

Fullscreen

ДЕ НЕ ДЕ "Дезеленізація" — 6–28 сентября, арт-галерея Come in, ул. Данилевского, 26. Режим работы: четверг — суббота — 13:00–19:00.

В харьковском биеннале важен урбанистический, городской аспект. По замыслу кураторов мероприятия, "наш сад" — это общее пространство, в данном случае город, о котором часто не заботятся, не учитывают интересы горожан. Для харьковских художников и галеристов это актуальная проблема, поскольку в центре города есть пустующие, разрушающиеся здания, в то время как культурные институции ютятся по подвалам, а художественно значимые граффити на стенах домов регулярно уничтожаются. С урбанизмом связана и проблема памяти: часто мы не знаем исторических событий города, в котором живем, позволяя разрушать памятники истории и архитектуры.

Поэтому проекты биеннале не ограничиваются выставочными залами, а выходят на улицы Харькова. Один из них — инсталляция львовской художницы Анны Данчишин, посвященная жертвам тоталитарных режимов. В тех местах города, где совершались убийства, художница разместит символические изображения человеческих фигур. В параллельной программе биеннале выставляется проект "Дезеленізація", посвященный городскому озеленению. Парки и скверы в большинстве случаев — это советское наследие, они высаживались в послевоенное время, теперь их не ценят и часто жертвуют в пользу коммерческой застройки.

*******

Алексей Быков, "Балкончiк" — с 27 сентября, Харьковский исторический музей, ул. Университетская, 5. Режим работы: 09:30–17:00, понедельник — выходной.

*******

Анна Данчишин, "Оборванные страницы" — 4–31 октября, инсталляция в городском пространстве.

*******

Виталий Кохан, "Скульптура малых архитектурных форм" — 17 сентября — 31 октября, Ботанический сад ХНУ им. В. Н. Каразина, ул. Клочковская, 52. Режим работы: понедельник — пятница — 09:00–18:00; воскресенье — 12:00–18:00; суббота — выходной.

*******

Fullscreen

Павел Маков, "Ожидание чуда" — 5–31 октября, Ботанический сад ХНУ им. В. Н. Каразина, ул. Клочковская, 52. Режим работы: понедельник — пятница — 09:00–18:00; воскресенье — 12:00–18:00; суббота — выходной

На постсоветском пространстве о городе-саде помнят по строке из стихотворения Владимира Маяковского о том, что "здесь будет город-сад!" Однако это более ранняя концепция, придуманная в конце XIX века британским социологом-утопистом Эбенезером Говардом. В книге "Города-сады будущего" ученый писал, что люди устанут от промышленности и обустроят города в гармонии с природой. С 1898 года прошло более 100 лет, а концепция Говарда совсем не устарела — люди все больше задумываются о своем влиянии на экологию, а прогрессивные урбанисты проектируют зеленые города. Наряду с темой равенства об экологии и будущем городов будут говорить в образовательной программе биеннале. Этому посвящены лекция искусствоведа Аси Баздыревой и панельная дискуссия "Город будущего".

Тема сада найдет и буквальное воплощение во время биеннале — Ботсад харьковского университета превратят в выставочное пространство. В частности, в самом саду представят объект Виталия Кохана из основной программы биеннале. В октябре же все желающие смогут увидеть камерную выставку работ художника Павла Макова во входном зале оранжереи. К ботсаду примыкает университетская обсерватория, там выставят работу Андрея Хира. Художник работает с фольклором и мифологией и вдохновляется карпатскими персонажами вроде чугайстров и мавок. В научных декорациях обсерватории это будет как минимум неожиданно и, несомненно, интересно.

*******

Андрей Хир, Ghosti — 17 сентября — 31 октября, Обсерватория ХНУ им. В. Н. Каразина, пл. Свободы, 4. Режим работы: по будним дням — 09:00–18:00; суббота — 14:00–18:00; воскресенье — выходной.