Киносливки. Лучшие фильмы "Киевской недели критики", которые нельзя пропустить

Семь кинокартин фестиваля "Киевская неделя критики", каждая из которых — событие

С 24 по 30 октября в столичном кинотеатре "Жовтень" состоится кинофестиваль "Киевская неделя критики". В этом году покажут 19 фильмов в трех программах: основной, ретроспективной и украинской. В первой — новое фестивальное кино: от почтенного шведа Роя Андерсона и скандальной "Раскрашенной птицы" до одного из хайповых фильмов в Каннах этого года. В ретроспективной программе будет классика, которую обычно не показывают на большом экране. В этом году она посвящена Новому Голливуду 1970-х. Это время называют "последней великой эпохой в истории кино США". Все шесть фильмов оттуда хороши, а три из них — вообще легенды мирового кино. Украинская программа организована не так, как в прошлом году. Ее основа — две современные украинские киноленты: "Домой" и "Мои мысли тихие", которые на фестивале покажут до их официального выхода в прокат.

Как всегда, "Киевская неделя критики" — повод не только посмотреть хорошее кино, но и поговорить о нем, поскольку перед каждым показом будет краткое представление фильмов от критиков, которые их отбирали. После показа пройдет обсуждение современных украинских фильмов с их создателями.

25 октября, 13:00 и 22:00

"Беспечный ездок" / Easy Rider

Режиссер: Деннис Хоппер
Программа: Новый Голливуд

Бытует легенда, что два голливудских отщепенца, Питер Фонда и Деннис Хоппер, сели на мотоциклы, взяли никому не известного лузера — актера Джека Николсона — и сняли такой вот маленький фильм под названием "Беспечный ездок", который в 1969 году взорвал Голливуд. Но правда сложнее, хотя этот фильм действительно до некоторой степени изменил правила игры в киноиндустрии. Он стал настолько точным выразителем переломной эпохи в истории США, что актуален и через 30 лет. Теперь, в год его 50-летнего юбилея, "Беспечного ездока" можно будет увидеть на большом экране в Киеве.

26 октября, 10:00 и 19:00

"Атлантика" / Atlantique

Режиссер: Мати Диоп
Программа: международная

Мати Диоп с первым же ее фильмом "Атлантика" выиграла второй по значимости приз в Каннах в этом году — Гран-при. И это не дань толерантности и эпохе. Да, Диоп — француженка сенегальского происхождения, поехавшая на родину, чтобы снять фильм, в котором важную роль играет тема эмиграции в Европу. Но Диоп окутала свое кино дымкой даже не магического реализма, а поместила его в мифологическую плоскость. То есть на поверхности сначала мелодрама о неравной любви, какая-то стройка и сенегальские реалии, а потом раз — и перевернутая история об Орфее и Эвридике и мистический детектив.

27 октября, 09:30 и 19:00

"Раскрашенная птица" / The Painted Bird

Режиссер: Вацлав Маргоул
Программа: международная

Эпическая по размерам и шокировавшая даже бывалых зрителей на Венецианском фестивале в нынешнем году эта словацко-чешско-украинская копродукция — экранизация одноименного романа Ежи Косински. Учитывая всемирную известность книги, кое-кто из вас уже понял, почему и чем именно эта экранизация может поразить. Место и время действия здесь — наверное, одни из самых страшных в XX столетии: Восточная Европа времен Второй мировой войны. А ее герой — мальчик еврейского (или ромского) происхождения, на долю которого выпадает практически все, что можно представить.

28 октября, 10:00 и 19:00

"Маяк" / The Lighthouse

Режиссер: Роберт Эггерс
Программа: международная

Как снять черно-белый фильм на допотопную технику в устаревшем формате и получить овации в Каннах и статус дико хайпового фильма? Спросите об этом у режиссера "Маяка" Роберта Эггерса. Этот молодой кинематографист с типичной внешностью амиша — новая надежда и хоррора, и, кажется, кино вообще. Его дебютная "Ведьма" в 2015 году была умным, точеным, изящным, страшным и очень породистым фильмом, хотя его все-таки восприняли как жанровое кино. Не исключено, что "Маяк", в котором Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо сходят с ума в ролях двух смотрителей маяка в Новой Англии в конце XIX века, мы увидим и на оскаровской церемонии. Во всяком случае уже никому не приходит в голову относиться к "Маяку" как к еще одной жанровой поделке.

28 октября, 13:00 и 22:00

"Таксист" / Taxi Driver

Режиссер: Мартин Скорсезе
Программа: Новый Голливуд

Чтобы понять, насколько это кино оказалось влиятельным, нужно заглянуть в нынешний репертуар кинотеатров, когда весь мир сходит с ума от "Джокера". Он прямой наследник фильма 1976 года, что подчеркивает сам режиссер. Первый фильм, поднявший тему травмы вьетнамской войны в кино, "Золотая ветвь" Каннского фестиваля, — кино, из-за которого в каком-то смысле стреляли в Рейгана в 1981 году, все это "Таксист". А в эссенции это экспрессионистская поэма о человеке, который каждый день путешествует по черному нутру ночного города, воспринимая его как арену боевых действий между силами добра и зла.

30 октября, 16:00

"Мои мысли тихие"

Режиссер: Антонио Лукич
Программа: украинская

При всех кассовых успехах современной украинской комедии нельзя сказать, чтобы этот жанр был так же успешен у украинской критики. Дебют Антонио Лукича — счастливое и чуть ли не единственное исключение из правил, поэтому причины его появления на фестивале с таким названием совершенно логичны. Это фильм-путешествие, в котором герой гоняется за птицей — такой же редкой, как и он сам среди людей. За сюжетом несложно увидеть метафору поисков себя, но все-таки в центре "Моих мыслей тихих" — история отношений героя и его мамы, которая присоединяется к нему в путешествии.

30 октября, 12:00 и 21:30

"Апокалипсис сегодня" / Apocalypse Now

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Программа: Новый Голливуд

"Это не фильм о войне во Вьетнаме — это и есть Вьетнам", — говорил о своем фильме "Апокалипсис сегодня" Коппола. Спустя 40 лет после его выхода до сих пор трудно поверить, что режиссер остался в своем уме и выпустил проект своей жизни в свет, пусть даже фильм его разорил и поломал дальнейшую карьеру. Это действительно кино из тех, что лучше один раз увидеть, чем сто раз о них слышать, тем более на большом экране и в версии Final Cut, которую сам Коппола закончил монтировать лишь недавно. Она первая и единственная, по праву считающаяся режиссерской версией этого путешествия в сердце тьмы.