Клоуны-агрессоры. Почему вызвала ажиотаж киевская выставка картин о "джокерах"
В столичной галерее «Белый свет» (Пушкинская , 21) вызвала ажиотаж выставка «День знаний» яркого и самобытного живописца Владислава Шерешевского, работы, которого, кстати, попадали на обложку журнала «Фокус» потому, что он хорошо чувствует время
Живописец-пересмешник
Какой у него стиль? Конечно, Шерешевский – постмодернистский мастер, он меняет свой стиль в зависимости от задачи и настроения: от академической живописи – до примитивизма и наоборот. Но в целом он принадлежит к школе митьков – это питерское направление 90-х, которое можно назвать славянской разновидностью комикс-поп-арта. На их картинах часто мелькают поп-идолы от Пушкина до Гоголя, с которыми и наш автор на "ты". На полотне, как правило, схвачена какая-нибудь анекдотическая ситуация. Митьки часто используют иронические надписи прямо на холсте.
Шерешевский – художник-пересмешник, мультиуниверсальный иронист, киевский митек. Он сбивает пафос со всех явлений, которых касается, неожиданно препарируя и пародируя их – в этом он является прямым продолжателем карнавальной украинской традиции: от "Энеиды" Котляревского – до "Гамлета" Подервянского, от творчества Верки Сердючки - до "За двумя зайцами" Старицкого. Кстати, именно полотно Шерешевского "Прима", где он спародировал сказочного льва народной художницы-примитивистки Марии Примаченко с надписью "Прима" (как на пачке папирос) было спринтовано в замечательном балете "За двумя зайцами" на платьях Прони Прокоповны, где ирония построена на игре слов "Прима" и прима-балерина, примадонна и т.д.
Клоуны-агрессоры
Выставка "День знаний" отличается сквозной темой клоунов: получилась джокериада по-киевски. Шерешевский соединил актуальное кино с живописью. Здесь таких пять полотен.
"Вообще клоунов у меня было больше, - рассказывает он "Фокусу". - Пока был карантин я три разных выставки задумал и планировал из "клоунских" холстов сделать отдельную экспозицию. Но две картины у меня купили. Я неожиданно для себя стал рисовать клоунов еще до избрания Владимира Зеленского на пост президента, - продолжает Шерешевский. - За год до знакового события, когда комик стал главой государства, я нарисовал доброго клоуна - по-советски. А потом они стали у меня получаться все трагичнее и жестче: появилась женщина на холсте в клоунском гриме, у которой из носа текла кровь. А уже после премьера американского фильма, ставшего культовым, появился и Джокер на полотнах".
Здесь это картина "Смайлики". На ней изображены некие граждане в умилительно-детском виде, как на святочных открытках. Именно на этом фоне особенно ярко выделяется фигура Джокера, который явно не чужой на нашем празднике жизни.
Я бы заметил, что у Джокера – особая связь с Украиной. Бунтари в фильме в клоунских масках, а передовые бойцы Революции Достоинства скрывали лица балаклавами. Толпа в масках в ленте подхватила на руки израненного Артура (бесподобная актерская игра Хоакина Феникса) в гриме клоуна и поставила на авто как на трибуну. Комик стал лидером! Украина в 2019 году абсолютным большинством выбирает президентом страны – известного комика, резидента "Квартала 95" Владимира Зеленского, который покорил всех сериалом "Слуга народа", где "маленький человек" становится главой государства. Это – вершина национального трагифарса.
Да, достал "мэр Готема" – Петр Порошенко, иначе не было бы таких разгромных цифр на президентских выборах, но прошел год после этих событий – стало ли лучше? Вопрос открыт.
Однозначно только, что Шерешевский уловил "джокерский" дух времени. При чем, клоуны от полотна к полотну становятся страшнее. На холсте "Архип" (жестко пародирует выдающего украинского художника-классика Архипа Куинджи) – уже просто кадр из фильма ужаса. Такое у нас время, когда страшно весело (нужное подчеркнуть).
Выставка "День знаний" открыта до 22 сентября.
В субботу 19 сентября на выставке будет сам художник, где ему можно задать любые вопросы.
Вход – свободный.