Исповедь мужчины. Чем зацепил украинский шоу-балет "Маленький принц"

Фото: Кирилл Чуботин
Фото: Кирилл Чуботин

Раду Поклитару в ­постановке "Маленький принц" раскрыл все тайные, глубокие смыслы, заложенные в этом произведении

В Украине состоялась онлайн-премьера масштабного шоу — балета "Маленький принц" Раду Поклитару. За месяц до этого Фокус анонсировал событие в интервью с балетмейстером — одним из самых оригинальных хореографов страны.

В онлайне шоу-балет посмотрели около 4 тыс. человек, в выходные — еще 17 тыс. Сейчас доступ к просмотру закрыт, в ноябре балет покажут офлайн в МЦКИ (бывший Октябрьский дворец).

В спектакле использовалась технология 3D-видео­мэппинг, то есть объемное изображение. Отсюда солидный бюджет постановки — 2,6 млн грн, выделенные Украинским культурным фондом и Департаментом культуры Киева.

Для детей по-взрослому

Спектакль получился зрелищный и пронзительный. Поклитару раскрывает все карты Антуана де Сент-Экзюпери, где "Маленький принц" — никакая не детская сказка, а поэтическая исповедь зрелого мужчины. "Принц" написан в 1942-м, за два года до смерти Экзюпери (1900–1944 гг.). Американское издательство заказало писателю произведение для детей. Он выполнил заказ, но в фантастико-аллегорическую повесть зашифровал жизненный опыт мужчины 40+. Напомним, Раду Поклитару рассказывал Фокусу, что в творческих закромах давно держал симфонии восьмилетнего Моцарта. А затем ему приснилось, что эта музыка отлично ляжет на сюжет "Маленького принца". Интересно, что это пересечение есть и у самого Экзюпери в книге "Планета людей". Он так описывал там случайно встреченного мальчика: "Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь — обещание! Он совсем как маленький принц из сказки".

Что касается Розы — она красива, игрива, капризна и несколько жестока. Она буквально "нависает" своими восхитительными ножками над робким Принцем

Помимо музыки Моцарта хореограф использовал щемящие украинские колыбельные в исполнении а капелла Марии Пилипчак. Они играют существенную роль в постановке.

Пленники своего эго

Первая сцена. Сквозь тучи и шквальный ветер продирается самолет с Пилотом. Летательный аппарат состоит из разных геометрических фигур, пропеллер крутит один из танцовщиков. Когда случается катастрофа и самолет разваливается (это символ внешней оболочки Пилота), наружу вырывается внутренний мир писателя.

В пустыне Пилот встречает свое альтер-эго — Маленького принца. Это золотоволосый мальчик в плаще со шпагой. Маленький рыцарь, каким всегда себя чувствовал де Сент-Экзюпери, провинциальный французский дворянин.

"Маленький принц" — это никакая не детская сказка, а поэтическая исповедь зрелого мужчины

В версии Поклитару Маленький принц не такой уж маленький: его изображает стройный парень в белом с тонким юношеским лицом. Принц поведал Пилоту, что прибыл на Землю из космоса, где обитал на астероиде Б-612. Там он живет с Розой (прообраз жены Антуана — Консуэло Сандоваль, после смерти мужа она написала трогательную книгу "Воспоминания Розы").

У Принца на астероиде три вулкана (вулканов хватает на родине Консуэло — в Сальвадоре): два потухших, третий действующий. Они олицетворяют три возрастных периода: детство, юность и зрелость, которая еще пышет огнем.

После ссоры с Розой Принц улетает на голубях путешествовать по планетам

Что касается Розы, то она красива, игрива, капризна и несколько жестока. Она буквально топчет на сцене нашего Принца восхитительными ножками, забирается ему на шею. Маленький принц встает с ней на спине. "А маленький принц — качок. Не совсем таким его себе представляла", — иронично комментировали в сети онлайн-премьеру. "Да и Роза какая-то общипанная", — отозвался другой "знаток".

На фоне Принца и Розы — гора в виде слона. Мы помним из книжки, что это рисунок удава, съевшего слона. Удав — это змей, дьявольское начало. Слон — божественная мудрость и добросердечие. Но эта тварь умудрилась сожрать его! По большому счету избавить слона от удава — основная задача произведения Экзюпери, но не будем забегать вперед.

Замечательна лирическая сценка, когда Принц целует ножки Розы. Однако вскоре на Розу "накатило" — она стала бросать зеркало на пол. Принца все это достает, и он отправляется в космическое путешествие по соседним планетам на связке голубей. Это астероиды Короля, Фонарщика, Пьяницы, Честолюбца (Певца в версии Раду), Счетовода и Географа. Здесь было где разгуляться технологии 3D-видеомэппинг. Правитель был на фоне красно-черной короны, у Счетовода — планета в форме куба, испещренного цифрами, мир Пьяницы — бутылка и стены, наполняющиеся красным вином.

Каждый из хозяев обустроил планету согласно своему эго. И эгоизм каждого норовит подчинить себе Принца. Король уселся на него, пытаясь сделать из Принца трон (как всякий политик — из своих избирателей). У Счетовода все ходят по линеечке, Честолюбец-Певец соорудил из Принца стойку для микрофона, а Пьяница попытался сделать из главного героя собутыльника. Только Географ особенно ничего не требовал, а указал на невиданную по красоте планету Земля, куда наш друг и отправляется.

Важно
Метафизический балет. Премьера "Маленького принца" от Раду Поклитару уже в октябре - онлайн

Здесь на фоне космоса звучит удивительная колыбельная в исполнении Марии Пилипчак: "Повішу колиску на в"ялину й сама помандрую на Вкраїну. Буде дробен дощик накрапати, буде моє дитя забавляти. Мандрувала нічку, ще й мандрую. Й плаче моє дитя — аж я чую..." Еще та мамаша: оставленного ребенка "забавляют" ветер и дождь. Колыбельная вводит в спектакль мотив брошенного дитяти: действительно, Маленький принц всегда без родительской опеки. Он предоставлен сам себе: только космические ветра качают его колыбель.

Явление дьявола

Земля оказалась опасным местом: от охотничьих выстрелов сразу разлетелись Голуби — Принц остался без транспортного средства. А первый, кого он тут встречает, — это Змей, воплощение библейского дьявола по Раду Политару.

У Змея есть свита, состоящая из множества женщин-змей. У каждой в руках — по яблоку греха, как у Евы. Эта сцена — одно из самых ярких хореографических действ в постановке: змеи-женщины сначала сплелись в черную сеть, а затем образовали огромное туловище Змея — его голова в черной треуголке грозно возвышалась над маленькой фигуркой Принца.

У Змея — свита, состоящая из множества женщин-змей, у каждой в руках — по яблоку греха, как у Евы

Но на Земле Принц знакомится и с настоящим другом — Лисом. Все движения они совершают синхронно: катаются на американских горках и запускают бумажные самолетики. В их отношениях нет эгоизма, они полны детской непосредственности.

Здесь Принц встречает сад роз — все они чудесны и похожи на его Розу, о которой он тут же вспоминает. Но понимает, что любит только ее, единственную.

Поклитару провел две аналогии: между Змеем у Экзюпери и библейским дьяволом, между Принцем и Христом

Это очень красивая сцена: Принц наверху, в космической темноте, с зонтиком. Соблазнительная Роза внизу. Он бросает ей зонтик — она его изящно ловит: трогательная метафора мужской заботы о любимой женщине.

Если на старте балета мы видели приземленный, горизонтальный аспект их лирических отношений, то когда Роза и Принц оказались вдали друг от друга, зритель наблюдает поэтический образ их любви. Расстояние всегда выявляет что-то главное в наших чувствах. Роза очаровательна с ажурным зонтиком, но она здесь — только в воспоминаниях Принца.

Дружба и любовь

И снова на сцене появляется Змей-дьявол, предлагающий Принцу свои услуги: смерть от отравленного грехом яблока. Когда он умрет, его душа воссоединится с Розой на том свете. Для дьявола в разных произведениях смерть — лучший выход для человека.

Принц долго не решается, но тут Змей воспроизводит удивительно завораживающий образ Розы, соблазнительно светящийся в черноте космоса. И вот из рук искусителя яблоко попадает в ладони Принца, он кусает его и падает замертво. Его тело подхватывает Пилот и беззвучно кричит в скорби. В этот трагический момент мы слышим колыбельную: "Спи, Ісусе, спи". Она исполняется от лица Девы Марии, обращающейся к младенцу Иисусу: "Спи, Терпінє, спи, очка зажмури! Не питай, що колись буде, що зготовлять хрест Ти люди... Люлі, серденько, люлі". Рыдал весь зал.

Фонарщик не давал Принцу поспать: все время менял на своей планете день и ночь

Поклитару провел две аналогии: между Змеем у Экзюпери и библейским дьяволом и между Принцем и Христом. Принц умирает за всех нас, спасая от тлена самое дорогое и главное. Что же это?

В финале, в посмертном сознании Принца мы видим все то, что он встречал в жизни, планеты, на которых побывал. Они исчезают и что остается?

Две вещи: радостные объятия с другом Лисом и поцелуй с Розой. Последняя сцена: Принц и Роза замерли в поцелуе, раскинув руки назад, словно в полете. Дружба и Любовь для дьявола оказываются неуязвимыми. Вот какую основную идею увидел в произведении Экзюпери Раду Поклитару. И великолепно воплотил ее в своем новом шоу-спектакле.

Важно
Аристократ украинского кино. Роман Балаян — о новом фильме, харизме Вакарчука и советских звездах