Никакого вымысла. Пять лучших книг для холодных вечеров

Фото: Getty Images

В ноябрьском книжном обозрении Фокуса — пять очень разных образцов нон-фикшен: кулинарно-культурологическая эссеистика, документальный роман о море, научпоп об эволюции, записки путешественника и гид по современной украинской литературе

В новой книге Александра Гениса соединились три главных увлечения русского писателя из Нью-Джерси: культура, путешествия и кулинария. Норвежец Мортен Стрёкснес рассказал о том, как ему вздумалось порыбачить на гренландскую полярную акулу и что из этого вышло. Знаменитый британский популяризатор науки Ричард Докинз на конкретных примерах описал принцип работы естественного отбора, превращающего невероятное в очевидное. Вышел сборник путевой прозы Евгения Деменка. О каких бы дальних странах он ни писал, в них всегда обнаруживается одесский след. Литературный критик Татьяна Трофименко разобрала по косточкам «сучукрлит» и его представителей, хороших и разных. 

Александр Генис «Княгиня Гришка»

АСТ, 2019

Кто: писатель, журналист, литературовед. Родился в Рязани, жил в Риге, в 1977-м эмигрировал в США. Многолетний ведущий Радио «Свобода», самый яркий русский эссеист современности. 

Что: очередное обращение Гениса к теме кулинарии после книг «Русская кухня в изгнании», написанной в соавторстве с Петром Вайлем, и «Колобок. Кулинарные путешествия». Название «Княгиня Гришка» взято из иронических заметок Ильфа и Петрова о том, как Голливуд изображает русскую историю.

Прочитав сентенцию Евгения Деменка о странах и годах, Юрий Володарский
с грустью подумал, что количество государств, где он побывал, почти на треть меньше количества прожитых им лет, и догнать уже вряд ли получится


О чём: в книге три раздела, названных с характерным генисовским остроумием «Первое», «Второе» и «Третье». «Первое», с подзаголовком «Кулинарные истории», — обо всём понемногу: о скудости советской кухни, о достоинствах пирогов и пирожков, о продуктовом рынке как сердце любого города, о том, почему кулинария — это мать человечества. «Второе: Вслед за обедом» посвящено кулинарной географии, в нём идёт речь о блюдах Турции и Швейцарии, Таиланда и Армении, Индии и Мексики, Шотландии и Калифорнии, Прованса и Нового Орлеана. «Третье: Застольные беседы» — снова о том о сём, в этой главе Генис объясняет, почему возникла фаршированная рыба, рассказывает, как Довлатов варил пельмени, и уверяет, что настоящий буйабес готовят только в Марселе «из пяти видов пойманной на удочку клейкой рыбы, включая страшного морского скорпиона».

Как: чтение Гениса — воистину гурманское удовольствие. Каждую его книгу можно разобрать на цитаты и метафоры, которых хватит ещё на одну книгу. Например, замечая, что прелесть грузинской кухни объясняется редким разнообразием используемых трав, Генис выдает прелестное сравнение: «Когда грузин ест шашлык, он напоминает сразу и волка, и козу».

Мортен А. Стрёкснес «Времена моря»  

Corpus, 2020

Кто: писатель, журналист, философ, колумнист ведущих норвежских СМИ.

Что: самая известная книга Стрёкснеса, объединившая вроде бы совершенно разнородные жанры: приключенческую прозу, научно-популярную литературу, этнографию, семейную хронику, психологический роман.

О чём: о том, как автор и его друг с острова Энгелёй на северо-западе Норвегии, то есть реально на краю света, решили поймать акулу. Да не простую, а гренландскую полярную. То есть жуткую тварь весом в тонну, крупнейшего из хищников, когда-либо населявших Землю, самую долгоживущую из всех позвоночных — биологи предполагают, что эти монстры могут дотягивать до 500 лет.

Как: название содержит два смысла. Во-первых, действие длится год, а главы именуются «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна». Во-вторых, речь о том, как развивалась жизнь в океане на протяжении сотен миллионов лет. Книга Стрёкснеса — настоящий панегирик морю, на редкость увлекательный и обаятельный рассказ о его долгих и сложных взаимоотношениях с людьми.

Ричард Докинз «Восхождение на гору Невероятности» 

Corpus, 2020

Кто: этолог, эволюционный биолог, один из самых известных в мире авторов научно-популярной литературы. Убеждённый атеист и дарвинист.

Что: книга 1996 года, описывающая, как естественный отбор влияет на развитие организмов. Как под его воздействием случайные мутации складываются в закономерные процессы. Как постепенно, шаг за шагом приспосабливаясь к окружающей среде, простые конструкции превращаются в невероятно сложные. 

О чём: в качестве примеров Докинз использует устройство паутины, структуру глаза, форму раковины. Последовательно, обстоятельно, с использованием иллюстраций он показывает, каким образом насекомые, ракообразные и млекопитающие умудрились вырастить себе органы и обрести умения, необходимые для выживания и продолжения рода.

Как: это не такая лёгкая и увлекательная книга, как две предыдущие, она требует известной подготовки, внимания и соучастия. Впрочем, если особенно подробные объяснения заведут в слишком густые дебри науки, их вполне можно пропустить.

Тетяна Трофименко «#Окололітературне. Усе, що ви хотіли знати про сучасну українську літературу»  

Vivat, 2019

Кто: самый язвительный из всех литературных критиков страны — разве что кроме автора этих строк.

Что: сборник текстов об украинских писателях, их книгах и особенностях национального литературного процесса. 

О чём: в самом большом разделе книги собраны рецензии на романы последних десятилетий. Трофименко пишет и о знаковых книгах («Музей покинутих секретів» Оксаны Забужко, «Ворошиловград» Сергея Жадана), и о менее известных («Родимки» Ирины Цилык, «Гербарій коханців» Наталки Сняданко), и об откровенной попсе («Молоко з кров’ю» Люко Дашвар, «Залишенець. Чорний ворон» Василя Шкляра). Самые ядовитые главы посвящены типам женских образов «сучукрлита» и видам современных украинских писателей. Попробуйте догадаться, какими ехидными этикетками снабжены, например, Юрий Андрухович, Андрей Кокотюха или Андрей Любка.

Как: книга Трофименко доказывает, что критика бывает как минимум нескучной, иногда весёлой, а порой и вовсе смешной.

Евгений Деменок «Свежий ветер с моря. Записки одесского путешественника» 

«Фолио», 2020

Кто: писатель, журналист, историк искусства, меценат. Родился в Одессе, живёт в Праге.

Что: Деменок пишет и о странах, хорошо известных украинским туристам (Германия, Италия, Чехия), и о тех, которые мы знаем чуть меньше (США, Греция, Ирландия), а ещё о тех, которые остаются для нас экзотикой (Индия, Никарагуа, Коста-Рика).

О чём: вследствие своей любви к живописи автор предпочитает города со знаменитыми музеями изобразительного искусства — отсюда в его книге немало страниц, посвящённых картинам и художникам. А ещё Деменок большой патриот родного города, поэтому в «Свежем ветре с моря» немало рассказов об уроженцах Одессы: судьба щедро разбросала по миру и написанные ими произведения, и их самих.

Как: характерно, что самых популярных туристических мест Деменок старается избегать. В Венеции он идёт в еврейское гетто, в Париже не в «Мулен Руж», а в Crazy Horse, а в Вене не в Альбертину, а в Музей Фрейда.