"Выход Дракона". Как боевик с Брюсом Ли навсегда поменял формат фильмов экшн

Брюс Ли, Выход Дракона, фильмы с брюсом ли, история брюса ли, биография брюса ли, жизнь и смерть брюса ли, фильмы о единоборствах
Образ Брюса Ли в "Выходе Дракона" стал культовым

Культовый боевик "Выход Дракона" с Брюсом Ли навсегда поменял экшн-сцены в мировом кинематографе.

26 июля 1973 года на мировые экраны вышел американско-гонконгский боевик "Выход Дракона", разом поменявший формат фильмов экшн. Отныне там всегда будут присутствовать элементы жестких восточных единоборств, заменивших вариации на темы бокса. Бюджет картины по голливудским меркам был мизерным, $850 тыс., но "Выход Дракона" собрал кассу в $90 млн., в сто раз превысив бюджет. Личное столкновение Брюса Ли и Джеки Чана даст толчок карьере последнего.

Фокус разбирался, как произошло американо-китайское киночудо, в которое почти никто не верил.

Компания Warner Bros. заинтересовалась фигурой Брюса Ли после успеха его предыдущего гонконгского боевика с Чаком Норрисом, который дрался с главным героем в римском Колизее. Фильм, в который вложили $130 тыс., принес прибыли $5 млн.

Голливуд решил рискнуть, но небольшой суммой — по тамошним масштабам. Были наняты не слишком опытные режиссер Роберт Клауз и сценарист Майкл Аллин. Ни того, ни другого не вдохновляла идея картины и мизерные гонорары.

Клауза вдобавок раздражал китайский акцент Брюса Ли, а Аллин почти ничего не знал о восточных единоборствах. Брюс пытался вносить правки в сценарий и как-то влиять на ход подготовки к съемкам, но это получалось слабо. Конфликт Брюса Ли с соавторами достиг такой степени, что первые две недели съемок своего самого успешного фильма он вообще пропустил.

Как бы то ни было, режиссер и сценарист справились со своими задачами… потому что очень верили в проект американские продюсеры Фрэд Вайнтрауб и Пол Хеллер, их гонконгский коллега Раймонд Чоу и сам Брюс Ли, который годами ждал подобного предложения от Голливуда.

Мистер Ли и остров невезения

Интернациональный сюжет был придуман лихо. Почему в фильме нельзя применять огнестрельное оружие? Потому, что на острове бывшего шаолиньского монаха Хана культ восточных единоборств и сюда запрещено привозить оружие. Хан раз в три года устраивает турнир по единоборствам с большими денежными призами. Однако полиция считает, что он производит на острове наркотики. А еще похищает девушек, накачивает их этими наркотиками и делает проститутками. Настоящий злодей, построивший на острове преступную империю!

Представитель полиции связывается с мистером Ли (Брюсу в картине оставили фамилию) и просит принять участие в турнире, чтобы разведать, что происходит на острове. Если подтвердится худшее, он должен по рации вызвать подкрепление.

У мистера Ли свой резон: на зловещем острове пропала его сестра. Есть подозрение, что ее убили.

Итак, на остров съезжаются участники соревнований — бойцы разных национальностей и стилей. Один дурак махал на корабле перед мистером Ли кулаками. Тот предложил поехать на остров на джонке — разобраться. Задира влез в лодку, а Ли — нет. А потом, издеваясь, заставил наглеца болтаться в ней по колено в воде — отличная иллюстрация философии Брюса Ли: не применять насилие, если это возможно. Но гады, конечно, не оставят ему шансов — придется засучить рукава.

Вавилон на съемочной площадке

На съемках фильма, который признан классикой и внесен в реестр картин, принадлежащих к национальному достоянию США, все шло с диким скрипом. Смешанный китайско-американский состав картины не позволял актерам понять друг друга: не хватало переводчиков.

Возникла проблема с набором актрис на роль проституток. Китайские актрисы отказывались. Продюсеры не растерялись и наняли в Гонконге реальных жриц любви — по $150 в день. А актрисам, занятым в фильме, платили по $100: в пору им было бастовать, как сейчас в Голливуде.

В фильме "Выход Дракона" были заняты 400 статистов. Причем многих набрали оттуда же, откуда проституток — с улицы. Некоторые "пацаны" пытались задирать звезду — Брюса Ли. Иногда, говорят, нарывались. Но по-тихому. Без громких эксцессов: бизнес есть бизнес.

Как ни странно, но со всем хаотичным Вавилоном Роберт Клауз все-таки справился. А реальная шпана и девицы легкого поведения добавили фильму колорита.

Брюс Ли бесподобно поставил драки. В этой, например, он делает удар, выполняя сальто — сложнейший трюк. Еще один визуальный ход: он уничтожает охранника Хана О’Хару (Роберт Уолл), убийцу сестры, ногами, но видим на экране мы только лицо Брюса. Однако оно настолько выразительно, что ты веришь на все сто: задушил. Страшно по-настоящему.

"Выход Дракона". Поединок мистера Ли и охранника Хана О`Хары

Битва главного героя с основным антагонистом великолепна. Китайский актер Кьен Ши собаку съел, играя всяких подонков в гонконгском кинематографе, и в роли Хана он крайне выразителен: высокомерен, презрителен, жесток. Но при этом — мастер кунг-фу и голыми руками его не возьмешь. Если, конечно, это не руки Брюса.

Наркобарон кинул на ножи темнокожего американского чемпиона по карате Уильямса (которого сыграл стильный спортсмен и актер Джим Келли, похожий на Джими Хендрикса) — глазом не моргнул. А зритель уже успел полюбить Уильямса за юмор и непомерные сексуальные аппетиты — он просто вагон девиц набрал, когда Хан разрешил воспользоваться его гаремом.

Любопытно и совмещение в ленте гонконгской экзотики и американской рок-музыки — все это было свежо.

Эффектный финал: дуэль мистера Ли с Ханом в зеркальной комнате. Насадка на руке Хана с четырьмя лезвиями прошлась по лицу бойца, оставив знаменитые кровавые полосы, которые мы видим на каждом втором плакате с Брюсом Ли.

Стал мемом и жест, когда Брюс пальцем смазывает кровь с лица, а потом слизывает ее: типа, вкус крови пробуждает в нем зверя.

"Выход Дракона". Дуэль Хана и мистера Ли

Око за око

В общем, всегда герой Брюса Ли — справедливый, но жестокий мститель, следующий принципу око за око. Кошачье вытье, надменный взгляд, сначала неторопливые движения, а потом молниеносные удары, применение смертельных приемов и его легендарный удар в прыжке. Все это вкупе сделало Брюса Ли воплощением тотальной силы и непревзойденной звездой фильмов с восточными единоборствами. Те или иные его приемы повторяли Чак Норрис, Стивен Сигал, Джейсон Стейтем. А Ван Дамма сделал звездой фильм "Кровавый спорт", где история про турнир просто повторяет сюжет "Выхода Дракона". И туда же перешел один из злодеев-киллеров, которого сыграл культурист и боец — устрашающий Боло Йен.

Но технически копировать Брюса Ли бесполезно, каждый из перечисленных выше бойцов-актеров нашел свой образ, используя наследие Ли как точку отсчета.

Однако после его смерти гонконгские продюсеры пытались ввести в строй копии Ли. Было аж три Брюса: Брюс Лай, Брюс Ле и Брюс Люн. Все — провалились.

Кстати, поначалу из Джеки Чана тоже пытались сделать "второго Брюса Ли". Он снимался в качестве каскадера в "Выходе Дракона" и Брюс Ли дал толчок его карьере. Общение с Брюсом раскрыло те черты характера Джеки, которые легли потом в основу его киногероя. Жаль только, дошло до него это не сразу.

Брюс Ли и Джеки Чан: мститель и хитрец

В одном из эпизодов "Выхода Дракона" Брюс таскал Джеки за волосы.

Брюс Ли, Выход Дракона, фильмы с брюсом ли, история брюса ли, биография брюса ли, жизнь и смерть брюса ли, фильмы о единоборствах, джеки чан, фильмы с джеки чаном, Fullscreen
Брюс Ли и Джеки Чан в "Выходе Дракона"

В другом — бил палками по голове. Вот как Джеки сам об этом рассказал: "Он бил меня палками, но должен был ударить вскользь. А попал прямо в голову. Я упал. Он как бы не замечает меня. Режиссер: "Стоп". Брюс поворачивается и кричит: "О! Боже мой!". Бросил палки, подбежал ко мне. А я такой притворяюсь, хватаясь за голову: "О! Больно!". Он схватил и прижал меня к груди: "Прости, прости". Я бормочу: "Я в порядке". "Тебе больно?" — спросил Брюс. — "Немножко… в глазах потемнело", — говорит Джеки под хохот аудитории на телепрограмме. — Брюс всякий раз, когда он меня видел в этот день, говорил "Ты, мол, тот самый парень. Помню-помню". И даже спросил: "А что у тебя за стиль?" — "Южный" — "Хорошо".

Когда из-за перерасхода средств часть каскадеров стали убирать с площадки, то Брюс, по словам Джеки Чана, сказал, показывая на него: "Хочу, чтобы его оставили". И Джеки сначала получал 15 долларов день, потом 30, затем 60, а впоследствии ему стали платить 270 долларов за смену. Получается, Брюс Ли дал толчок карьере 19-летнего Чана.

Обратите внимание, как вел себя Джеки с Брюсом: да, ему было больно, но больше он все-таки притворялся, чем страдал, ради того, чтобы заполучить внимание Брюса. И эта тактика веселого хитреца сработала. Именно играя таких персонажей, Джеки Чан станет звездой сначала Гонконга, а потом Голливуда. Его архетип полностью проявился в случае с Брюсом.

Поначалу и его заставляли копировать жесткий стиль Брюса Ли: Джеки Чан даже снялся в "Новом кулаке ярости" (1976) у того же режиссера Ло Вэя, который сделал фильм с Брюсом "Кулак ярости" (1972). На выходе — провал.

Однако как только в "Пьяном мастере" (1978) на экране вместо безжалостного мстителя возник тот самый веселый хитрец — картина мгновенно заняло второе место по сборам в Гонконге, подвинув по иронии судьбы доснятую Робертом Клаузом "Игру смерти" (1978) с дублерами вместо Брюса Ли. Так взошла вторая азиатская звезда мирового масштаба.

Джеки Чан рассказывает, как обманул Брюса, чтобы обратить на себя внимание
Важно
"Игра смерти". 50 лет назад умер Брюс Ли: причина ухода и тайный знак в его последнем фильме
"Игра смерти". 50 лет назад умер Брюс Ли: причина ухода и тайный знак в его последнем фильме