"Сочувствующий". Почему фильм с Робертом Дауни о вьетнамском шпионе в США получился экстра-класса
Новый сериал выдающегося южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука по американскому бестселлеру сделан виртуозно.
"Сочувствующий" – экранизация бестселлера американского вьетнамца Вьет Тхань Нгуена. Его родители бежали в США в 1975 году из Южного Вьетнама, когда его заняли коммунисты. Вьету было четыре годика, но он помнит нюансы эмиграции. Герой книги – северный шпион, который сочувствует и южанам. В 1975 году он вынужден бежать из Сайгона – по заданию Ханоя. Студия HBO грамотно доверила режиссуру проекта южнокорейскому классику Пак Чхан Уку ("Олдбой"). Дополнительный бонус – Роберт Дауни-младший, который сыграет четыре роли. Фокус расскажет, почему фильм получился экстра-класса.
Капитан посередине
В 2016 году писатель Вьет Тхань Нгуен (бакалавр искусств, доктор философии, культуролог и критик) за свой дебютный роман был удостоен Пулитцеровской премии с определением: "Этот роман – многослойная иммигрантская история, рассказанная человеком, знающим ментальные модели двух стран: Вьетнама и США".
Но дело не только в этом. Уже по первой серии видно, что Вьет Тхань Нгуен открыл особенного героя. Все его знают как Капитана (Хоа Сюаньдэ). Он — помощник Генерала южан. И агент северян. Курирует Генерала штатовский агент Клод (Роберт Дауни-младший). Так вот, Капитан показан неравнодушным разведчиком: он волей-неволей переживает как за выполнение задания, так и по поводу возможных жертв своей работы.
Сознание Капитана символизируют его друзья-одноклассники. Один из них — антикоммунист-десантник Бон, который тоже с ним сбежит в США. Второй – левый интеллектуал Ман, который, оставшись в Сайгоне, передает приказы Капитану. Между Боном и Маном, правыми и левыми, капиталистами и коммунистами идет непримиримая борьба, но линия Капитана выводит совершенно особую мелодию в этой картине. Сердечную. Линию совести. Причем эта линия не сентиментальна, а просто человечна.
Срединное положение Капитана в любой момент может оказаться для него провальным, но он каким-то непостижимым образом умудряется проходить "между каплями", словно его бережет неведомая сила, которая ни за северных и южных, а за человечность, и она "подсвечивает" абсурдность противостояния.
Прощай, Родина
По сюжету, задача Капитана в первой серии – это список сотрудников тайной полиции южных. Один из эпизодов в кинотеатре – явный оммаж Пак Чхан Ука тому, кто ему вручил Гран-при в Каннах в 2003 году – Квентину Тарантино, который был тогда председателем жюри.
В фильме 100-процентная по точности режиссерская оптика: Пак фантастически емко и концентрировано умеет в кадре умещать все нюансы — визуальные, смысловые, психологические. При этом исправно работают и качели противоречия.
Например, вроде бы Капитан – сочувствующий. Но вот такой эпизод. Его в ресторане оскорбили три пьяных солдата: "Ты знаешь, что коммунисты полукровок расстреливают?" А Капитан – сын вьетнамца и европейки. Учился во Франции. Отсюда его мощный западноевропейский культурный диапазон (в своего героя Вьет Тхань Нгуен ненавязчиво вложил свою эрудицию бакалавра искусств): тонко разбирается в кино и музыке. Из-за его столика вскакивает разобраться с солдатами друг Капитана: "Вы кого назвали полукровкой?". На заднем плане начинается потасовка. Но Капитан даже не приподнялся со стула в этой ситуации, продолжая с кем-то разговор. И мы видим драку на заднем плане то из-за одного его уха, то из-за другого. А беседа все льется из уст "сочувствующего", рождая комический эффект. И в фильме постоянно трагикомические эпизоды, похожие на китайский кисло-сладкий соус к мясу.
Роберт Дауни-младший в первой серии с трудом узнаваем. Его Клаус – не дурак, но и не слишком проницательный человек, он — в меру циничный агент, опекающий Капитана – даже подкидывает своему подопечному свежие американские музыкальные диски.
Первая серия – экспозиционная. Персонажи, включая Генерала его семью и свиту, улетают в Калифорнию. После падения Сайгона Капитан тоже вынужден следовать за ними по заданию коммунистических шефов: шпионский долг вынуждает его покинуть родину.
Западные критики, кто уже посмотрел все 7 серий, отмечают запредельное мастерство первых трех серий, которые поставил Пак Чхан Ук. Другие эпизоды достались бразильцу Фернандо Мейреллишу ("Город Бога", "Два Папы") и британцу Марку Мандену (известен по фанстическому сериалу "Утопия"). Но в целом — все равно впечатляет.
При любом раскладе – это занятный проект, который хочется посмотреть сразу, но, к сожалению, серии будут выходить раз в неделю.