Дарья Рыбалко о значении музыкального образования и воспитании нового поколения артистов
В мире музыкального искусства, где талант должен сочетаться с упорным трудом, а творческая энергия — с профессиональной дисциплиной, лишь единицы получают настоящее признание и оставляют свой след.
Дарья Рыбалко — именно такая фигура. Ее путь, начавшийся в Мерефе и приведший к многочисленным сценам Украины и международным конкурсам, является примером неутомимой преданности искусству и педагогике. Как исполнительница, педагог и наставница, она сочетает классические традиции с современными методиками, формируя не только мастерство, но и мировоззрение своих учеников. Сегодня мы говорим с Дарьей Рыбалко о значении музыкального образования, собственном творческом опыте и воспитании нового поколения артистов.
Дарья, расскажите, как начался ваш путь в музыке в Мерефянской музыкальной школе и Харьковском областном дворце детского и юношеского творчества. Кто был вашим главным наставником?
Первым моим наставником была моя мама — она музыкант и с самого детства прививала мне любовь к музыке. Большую роль в моем становлении сыграли также мои крестные: крестная — виолончелистка в филармонии и оперном театре, а крестный — оперный певец в ХНАТОБ. Музыка окружала меня со всех сторон, и я не могла оставаться в стороне.
Я начала обучение в Мерефянской музыкальной школе, где играла на виолончели и фортепиано, но больше всего меня увлекали уроки хора и вокала. Особенно я обожала посещать Харьковский областной дворец детского и юношеского творчества, где моим наставником был профессор кафедры хорового дирижирования Сергей Николаевич Прокопов. Это преподаватель с большой буквы: он не только передавал нам профессиональные знания и навыки, но и воспитывал настоящую любовь к музыке.
Я преодолевала немалый путь из Мерефы в Харьков, и эти поездки стали для меня настоящей школой настойчивости и внутренней силы. Именно так формировался мой музыкальный стержень.
Вы закончили Харьковский музыкальный профессиональный колледж имени Б.М.Лятошинского с отличием и продолжили обучение в Харьковском национальном университете искусств имени И.П. Котляревского. Какие знания и опыт вы вынесли из этих учебных заведений?
Мой опыт обучения в Харьковском музыкальном профессиональном колледже имени Б.М. Лятошинского и Харьковском национальном университете искусств имени И.П. Котляревского был чрезвычайно ценным. Эти заведения дали мне прочную базу знаний и практическое мастерство, которое помогает мне и сегодня. Особенно важными были многочисленные выступления, которые формировали уверенность на сцене, дисциплину, ответственность и умение взаимодействовать с аудиторией. Все эти навыки я использую в своей работе с учениками, передавая им не только знания, но и любовь к музыке.
Более 14 лет вы преподавали в Мерефянской музыкальной школе. В чем заключается уникальность вашей методики и чем она отличается от традиционных подходов к обучению вокалу и хоровому пению?
За более чем 14 лет преподавания в Мерефянской музыкальной школе я разработала собственную методику, которая сочетает мой личный опыт и современные тенденции в вокальном и хоровом обучении. Для меня важно, чтобы ученики не просто посещали музыкальную школу, а развивались как артисты — поэтому значительное внимание я уделяю выступлениям на сцене и практической работе. В своей методике я сочетаю западные вокальные техники с подходами украинских исполнителей. В хоровой работе я стараюсь создать единый механизм сотрудничества для разных голосов, формируя коллектив единомышленников, которые развиваются в одном культурном направлении и совершенствуют технику звучания. Это, по моему мнению, очень важно для подготовки будущего поколения музыкантов.
Кроме достижений ваших учеников, вы сами неоднократно получали признание в профессиональной среде. Какие личные награды и участие в конкурсах стали для вас наиболее значимыми?
Конечно, я уделяю много внимания развитию моих учеников, ведь их достижения — это для меня самая большая радость. В то же время я понимаю, насколько важно собственное профессиональное развитие, ведь быть примером для учеников — это большая ответственность. Особенно хотелось бы отметить участие в конкурсе в Турции, в городе Анталия, где мои ученики получили Гран-при и лауреатские места. Я также имела честь выступать лично с собственной авторской песней на Гала-концерте, и мне вручили медаль за служение искусству и знак народного почета. Это был для меня очень значимый опыт, который вдохновляет и дальше развиваться и делиться знаниями с учениками.
Ваши ученики получили более 80 наград на всеукраинских конкурсах и более 10 международных наград. Какие победы, например в Болгарии, Франции, Италии или Монако, стали для вас самыми важными?
Для меня каждый конкурс — это особая история и победа, прежде всего, над собой и моими учениками. На всеукраинских соревнованиях мы представляем свой край и песни наших регионов, а на международной арене — Украину как государство, ее культуру, дух достоинства и патриотизм. Мы всегда стремимся быть лучшими. Особенно памятным и значимым был конкурс в Монако "Monaco Star", где я готовила мою ученицу Марию Ожиеву, и мы получили для Украины первое место на международной арене. Это была непростая подготовка, но результат оправдал все усилия и стал большой гордостью для нас и для страны.
Вы также выступали в роли члена жюри на конкурсах, в частности на всеукраинских вокальных фестивалях. Чем для вас ценен опыт судейства и как вы оцениваете уровень молодых талантов?
Быть членом жюри музыкальных конкурсов — это почетно и чрезвычайно полезно. Такая деятельность подчеркивает профессиональный авторитет педагога и свидетельствует о признании его опыта в музыкальной среде. Судейство дает возможность познакомиться с новыми исполнителями, коллегами и единомышленниками, расширить круг творческих контактов и открыть для себя новые идеи.
Оценивание участников — это шанс увидеть различные методики и подходы к выполнению, что обогащает собственную педагогическую практику. Оно также развивает умение быть объективным, внимательным к деталям и справедливым, формирует более глубокий профессиональный слух и аналитическое мышление.
Во время оценивания мы учитывали много критериев: техническое мастерство, музыкальность и выразительность, артистизм и сценическую подачу, соответствие репертуару, творческий подход и интерпретацию, общее впечатление и многое другое. Это позволяет всесторонне оценить уровень молодых талантов и поддержать их в развитии.
Какие истории успеха ваших учеников вы вспоминаете с особой гордостью — возможно, тех, кто поступил в консерватории или продолжил карьеру за рубежом?
Историй успеха моих учеников очень много, и я очень рада, что они выбирают продолжать свой путь в музыке. На сегодня три мои ученицы учатся в музыкальных институтах и колледжах. Особенно хотелось бы отметить мою любимую ученицу Милену Романовну Олифирович, которая прошла обучение в Харьковском профессиональном колледже имени Б. М. Лятошинского, а сейчас продолжает обучение в Киевской муниципальной академии музыки имени Р. М. Глиэра на факультете искусства пения и джаза. С большой гордостью наблюдаю за ее успехами и новыми синглами, которые она создает и выпускает на украинскую музыкальную сцену.