Скоро начнется война автономных дронов: ученый назвал слабые места БПЛА Украины

Дрон, ВСУ, БПЛА, беспилотник, оружие, фото
Дрон ВСУ | Фото: Facebook

Большинство FPV-дронов уязвимы перед средствами РЭБ, но эту проблему решают системы искусственного интеллекта. Есть три фактора, которые пока мешают массово их применять.

Украинские беспилотных аппараты имеют преимущество над российскими, в частности за счет передовых технологических решений, однако они нуждаются в защите от средств РЭБ. Об этом рассказал преподаватель НТУУ "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского", кандидат технических наук Евгений Коваленко в интервью АрміяInform.

По словам Коваленко, FPV-дроны принято считать одним из основных инструментов ведения войны, как для Украины, так и для РФ. Эти беспилотники управляются по камере, а также отличаются высокой маневренностью и относительной дешевизной. Тот факт, что оператор может контролировать полет дрона до самого момента удара, существенно повышает точность попадания, особенно по движущимся целям.

Відео дня

Именно поэтому, по мнению эксперта, РФ стремится внедрить в "Шахеды" модем с SIM-картой, превратив их в аналог FPV. Оккупанты хотят, чтобы эти дроны двигались не только по заранее заданному курсу, но при потребности корректировались операторами в режиме реального времени.

При этом Коваленко также упомянул о слабой стороне FPV-дронов — радиосвязь, без которой они не могут работать. Заглушение сигнала или даже задержка может привести к остановке, падению или аварии. Кроме того, достаточно заглушить хотя бы одну частоту из двух (управление или видеосвязь).

Эксперт отметил, что одним из способов защиты от FPV-дрона может быть устройство, мониторящее радиоэфир и извещающее о появлении в нем новых источников сигнала. Это дает время, чтобы включить РЭБ или вовремя спрятаться.

Решением для защиты дрона от РЭБ, по словам эксперта, может стать внедрение в беспилотник искусственного интеллекта (ИИ), что позволяет уменьшить, а то и полностью исключить роль человека из управления беспилотником. Это может быть, как автоудержание цели, при котором оператору нужно издалека направлять дрон, вручную указывая, какой элемент картинки считать целью, так и полная автономная ориентировка дрона.

Говоря о том, почему упомянутые технологии массово не устанавливают на дроны, Коваленко выделил несколько факторов:

  • экономический — для использования ИИ с имеющимся сейчас программным обеспечением нужен миникомпьютер, который часто стоит примерно столько, сколько сам дрон или еще дороже.
  • физические ограничения — компьютер для реализации полностью автономной системы имеет определенную массу и объем и будет слишком тяжелым для FPV.
  • низкая надежность — беспилотники с ИИ сложнее собирать и настраивать, у них большее количество точек отказа.

"Конечно, все эти ограничения удастся быстро преодолеть. Причем это произойдет почти одновременно как у нас, так и у врага, что сделает российско-украинскую войну войной полу- или полностью автономных дронов", — подытожил Коваленко.

Напомним, по данным военнослужащего ВСУ и специалиста по радиосвязи Сергея Бескрестнова от 24 апреля, ВС РФ применяют дроны-ретрансляторы, которые передают сигналы от пульта оператора БПЛА и обратно, увеличивая таким образом дальность связи.

Ранее, 23 апреля инструктор российских отрядов "Шторм Z" Святослав Голиков также пожаловался на качество российских FPV-дронов проекта "Судоплатов", отметив дешевизну компонентов, плохую сборку и работу на фиксированной частоте, из-за чего украинцы успешно их сбивают.