Бензин: дуло заправочного пистолета
Окрик властей, а никак не рыночная конъюнктура, остается единственной силой, способной заставить крупный бизнес снизить цены. Все это выглядит как спланированное шоу, не имеющее ничего общего с рыночной экономикой
Напомним, с 20 по 22 марта в Украине резко выросли розничные цены на нефтепродукты. По данным UPECO, за трое суток цена литра бензина А-95 на большинстве заправок подскочила в среднем на 4-4,5% до 8,37 грн. Такая стоимость нефтепродуктов в рознице стала рекордной за всю историю Украины.
Разбираться в том, справедлива ли цена топлива в Украине, можно долго. Сами трейдеры утверждают, что она формируется на мировым рынком. Среднемесячная мартовская цена на нефть выросла по сравнению с февральской на 7,1% (с $73,6 до $78,8/баррель) и на бензин А-95 – на 9,5% (с $705 до $772/тонна), - утверждают участники рынка. Это правда. Как и то, что аналогичными цены были, если верить Energy Infomation Administration of U.S.Goverment (EIA) и Europe"s Energy Portal, и в октябре-ноябре прошлого года - и это не приводило к подобным скачкам на украинских заправках.
Розничные цены на топливо в Украине ниже, чем в ЕС, уверяют владельцы заправок. Это тоже правда. Но более высокие цены на бензин в Европе связаны с очень высокими налогами – их доля в стоимости топлива на заправке достигает 70%. Затраты украинских торговцев бензином скромнее - налоги, а также расходы на содержание АЗС и транспортировку топлива составляют только 35-38% его стоимости. С учетом разницы в налогообложении, бензин в Украине стоит дороже, чем в европейских странах. Для примера в той же Польше литр 95-го стоит сегодня 0,517 евроцента (без учета налогов) или 5,53 грн.
К тому же владельцы заправок забывают о разнице в качестве европейского и украинского бензина и то, что за пределами Украины топливо дорожает не такими темпами, а кое-где даже дешевеет. К примеру, с 15 по 29 марта местные аналоги А-95 подорожали в Польше на 1,6%, в Германии – на 1,3%. Эти две страны - лидеры в ЕС по росту цен на топливо (см. таблицу). И этого было достаточно, чтобы немецкие автовладельцы подняли крик.
В Украине подорожание топлива на 4,5% было замечено не сразу. Первым через три дня очнулся Антимонопольный комитет, найдя странным одновременное повышение цен заправками по всей Украине. Чиновники этого ведомства утверждают, что каждая из сетей имеет разные закупочные цены нефтепродуктов и затраты на их транспортировку, и это исключает возможность роста цен у разных компаний до одинакового уровня. Возбудив дело против 15 нефтетрейдеров, АМКУ поручил заправкам до конца марта снизить цены, но не указав до какого уровня.
Его озвучила на следующий день правительственная группа при Минтопэнерго. 8,1 гривен за литр 95-го – эту границу без предварительных договоренностей с Кабмином сегодня не могут нарушать нефтяники. Собственно гнев чиновников вызвал не сам факт повышения цен (до этого правительство неоднократно упрекали в попустительстве нефтяникам), а в то , что он произошел без согласования с ними. "Власть не будет терпеть такие методы трейдеров, не согласованные в рамках экспертно-аналитической группы, и будет соответствующим образом реагировать на них", - заявил министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
Новой, действительно, власти ни к чему ценовые всплески – она борется за обуздание инфляции. Ее низкий уровень в глазах многочисленных кредиторов будет говорить о стабильности страны и профессионализме ее руководства. Спекулятивная игра нефтетрейдеров пришлась как нельзя не кстати. За нее даже успели получить выговор два вице-премьера, ответственных за экономику – Сергей Тигипко и – Андрей Клюев.
"Хочу обратить внимание представителей бизнеса, что ценовая стабильность и честное рыночное ценообразование, прежде всего, отвечают именно их долгосрочным интересам". Многозначительная фраза, произнесенная премьер-министром Николаем Азаровым с интонацией героя фильма "Крестный отец" подействовала. К середине этой недели уже почти большинство АЗС украсились ценником 8,1 грн/литр.
Сценарий, разыгранный нефтяниками и правительствами, не нов. Годами ценники украинских АЗС спешили отреагировать на каждый чих Нью-Йоркской или Токийской биржи, почти никогда не возвращаясь к прежним показателям даже после того, как цены на мировых рынках падали. Годами всякое новое правительство исполняло номер под названием "Обуздание продавцов нефтепродуктов".
Для рядового потребителя не секрет и не новость, что основным инструментом торговли в нашей стране является ценовой сговор, создание дефицита и спекуляции. Основным регуляторным механизмом – начальственный окрик и угрозы проверок многочисленными разрешительными и правоохранительными органами. Ничего нового и ничего странного. Кроме одного – все это в Украине называется рыночной экономикой.
Олег Пластовец, для focus.ua