Турецкий гамбит. Как распознать ненадежного туроператора
Украинский туристический бизнес штормит. Банкротства продолжаются, а количество желающих отдохнуть за рубежом заметно сокращается
Проблемы Karya Tour на прошлой неделе стали туристической новостью номер один. Событие и вправду из ряда вон выходящее: около 4 тысяч человек, купивших путевки в Турцию в этой компании, остались без крыши над головой – забронированные ими номера в отелях оказались не оплаченными. От недобросовестности туроператоров пострадали 2654 украинцев, а также 1013 туристов из Словакии, Венгрии, Беларуси и России.
Karya Tour своей вины не признает, сваливая все на турецкого партнера – компанию Sunspot Seyhat Ltd Sti. Якобы именно она не выполнила взятые на себя обязательства по размещению туристов. "Но эти две фирмы, скорее всего, принадлежат одним и тем же собственникам", – рассказывает на условиях анонимности владелец небольшой туристической компании в Киеве. По его словам, подтверждением этому может служить тот факт, что в Турции Sunspot Seyhat Ltd Sti работала под брендом Karya Tour. На момент подготовки статьи пострадавшими числилось более 5 тысяч граждан Украины, учитывая тех, кто не смог вылететь на отдых.
За последний год это уже вторая история подобного рода: летом 2009-го в такой же ситуации оказались туристы, выехавшие на отдых в Турцию через харьковскую компанию "Слобода-тур".
Кариевы рифы
Основной причиной проблем компании Sunspot Seyhat Ltd Sti ее топ-менеджер Озгур Экинчи назвал финансовый кризис. Из-за спада экономики рынок туристических услуг в Украине в денежном выражении уменьшился на 40%, утверждает директор компании Tez Tour Ukraine Йосиф Андрик. Причем особенно пострадало турецкое направление.
"Рентабельность работы туроператоров на этом направлении в среднем составляет 1–1,5%, – объясняет в интервью Фокусу Елена Шаповалова, директор Pan Ukraine Airservice tourism. – А зарабатывают игроки рынка за счет больших объемов продаж". В прошлом году о хороших заработках пришлось забыть – в кризисное лето отдых на турецком берегу смогли позволить себе лишь немногим более 300 тыс. украинцев, что на 125 тыс. меньше, чем в 2008-м. Сезон-2010 пока тоже не радует. "Ну не поехало в этом году туристов столько, сколько бы нам хотелось", – вздыхает г-жа Шаповалова. О больших ожиданиях украинских туроператоров говорит тот факт, что в начале сезона для перевозки пассажиров они заказали в самолетах 750 тыс. посадочных мест. "После начала сезона аппетиты пришлось умерить и отказаться от рейсов", – говорит эксперт. Похожая ситуация сложилась и с Грецией, которая, как надеялись украинские туркомпании, из-за кризиса должна была снизить цены на проживание. Но расчет не оправдался, поэтому рейсы пришлось отменять и в этом направлении.
Большие потери отрасль понесла и во время извержения исландского вулкана – воздушное пространство над Европой было закрыто, и туроператорам пришлось за свой счет размещать и кормить украинских туристов, которые не могли добраться домой. Размер суммы ущерба компании не разглашают, но подчеркивают, что речь идет о миллионах долларов.
Слабое звено
"Проблемы с Karya Tour способствовали увеличению заявок от туристов", – радостно говорит менеджер по маркетингу компании Pegas Touristik Эльмира Багирова. Доволен и ее коллега Йосиф Андрик из конкурирующей Tez Tour Ukraine – по его расчетам, в нынешнем году на турецком побережье побывает на 30% украинцев больше, чем в прошлом. А в целом денежный оборот по этому направлению должен превысить $315 млн.
Большие надежды возлагают и на Египет. "Такие серьезные обороты наверняка привлекут к себе внимание тех стран, куда украинцы ездят пока не массово, – прогнозирует заместитель главы Госслужбы туризма и курортов Украины Дмитрий Заруба. – Это могут быть курорты Карибского и Индийского морей. Если они предложат конкурентные цены, наши граждане с удовольствием на них переключатся". По его словам, это может произойти уже в следующем году.
Путешественникам следует быть начеку, ведь в перечень обязательных документов при покупке тура не входит страховка от банкротства туроператора. А вот граждане Венгрии и Словакии, которых также привозила в Турцию Karya Tour, проблем практически не заметили: их страховые компании оплатили все непредвиденные расходы. Наших туристов выручали турецкие власти и местные туроператоры – они спасали имидж курорта, в создание которого вложили миллионы долларов. А вот в Хорватии украинским клиентам Karya Tour не повезло – им по второму разу пришлось оплачивать отели и перелет.
Екатерина Шаповал, Фокус