Поглотить пчелу. Как Киевстар будет сливаться с Билайном
Слияние "Киевстара" и "Билайна", одобренное Антимонопольным комитетом, прекращает существование в Украине желто-полосатого бренда, зато позволит "Киевстару" стать серьезным игроком и на рынке доступа в интернет
"Билайн" исчезнет с рынка уже в декабре, а к концу 2013 года компании объединятся окончательно – и технически, и организационно. Это вынужденная жертва объединения ОАО "ВымпелКом" и ЗАО "Киевстар G.S.M". Бренд "Киевстар" однозначно более сильный, и, по словам руководства объединенной компании, у них даже не было сомнений, под какой маркой предоставлять услуги.
Пользователей, возможно, расстроит исчезновение довольно популярного бренда "Билайн" с его весьма низкими ценами. Но даже если часть молодежной аудитории мигрирует, компания все равно не останется внакладе. Сегодня Билайн" – третий после "Воли Кабель" и "Укртелекома" игрок рынка скоростного интернета, и главным взносом в общее дело станет его абонентская база на рынке фиксированного доступа в сеть. Кроме того, получив в свое распоряжение дополнительные частоты, не нужные для работы мобильной сети, VimpelCom Ltd сможет влиять на рынок, переуступая их конкурентам на собственных условиях.
Долгое слияние
Слияние двух компаний началось год назад. В начале октября 2009‑го норвежская Telenor ASA и российская Altimo Holdings&Investments Ltd ("Альфа-Групп") объявили, что собираются объединить свои телекоммуникационные подразделения. Норвежцы и россияне владели крупными пакетами акций "ВымпелКома" и "Киевстара" и с 2005 года не знали, как разделить активы. Рассматривались разные варианты, но в результате выбрали сценарий укрупнения. В новом предприятии Altimo получит 38,45 % акций, Telenor – 38,84 %, а 22,7 % будут в свободном обращении на европейских биржах.
Процедура слияния на какое‑то время была заморожена решением Антимонопольного комитета Украины. В компании рассчитывают, что процесс займет три года. До конца 2010‑го 2,5 млн. абонентов "Билайн" (4,4% рынка) будут интегрированы в сеть "Киевстар" (22,5 млн. абонентов, 39,8% рынка), а в следующем начнут объединяться системы обслуживания и продаж, а также управленческая команда. "К концу 2011 года сеть и колл-центры станут общими. Мы будем анализировать эффективность точек продаж и центров обслуживания абонентов и закроем лишние. Также избавимся от дублирующих друг друга базовых станций", – говорит руководитель объединенной VimpelCom Игорь Литовченко. Коснется сокращение и персонала – из 6,5 тыс. сотрудников двух компаний к 2013 году свое место сохранят 5,3 тыс. человек.
"Преимущества от слияния компаний не очевидны. Зато на само объединение придется потратить немало средств", – считает директор инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital Максим Нефьодов. Но в компании признают, что готовы идти на расходы ради выхода на новые рынки "У "Билайна" очень хорошие позиции на рынке фиксированного интернета, на который "Киевстар" почти не обращал внимания. А у этого сегмента большой потенциал, особенно учитывая, что количество пользователей сети постоянно растет", – рассказывает Фокусу Виталий Ворожбит, отвечающий за развитие массовых рынков в новой компании. По данным iKS Consulting, в конце I полугодия 2010 года интернетом от "Билайн" пользовались 164,5 тыс. человек (6 % всех пользователей). По словам г-на Ворожбита, компания собирается сокращать этот разрыв за счет расширения покрытия. Если сейчас она предлагает фиксированную сеть в 22 городах, то до нового года их будет 36. Например, список пополнят Сумы и Белая Церковь. Аналитик iKS Consulting Мыкола Олиярнык считает, что за два года VimpelCom Ltd может догнать "Волю".
Тарифы врозь
К 2012 году "Билайн" исчезнет с рынка. "Мы сохраним его только как нишевый продукт в аэропортах и на вокзалах для туристов из России и других стран СНГ, которые привыкли пользоваться "Билайном", – отмечает глава маркетинговой дирекции объединенной компании Тарас Пархоменко. Но отказ от "Билайна" не означает, что звонки черно-желтого оператора перестанут срабатывать уже завтра. До конца года для абонентов "Билайн" практически ничего не изменится – они по‑прежнему смогут звонить по своим номерам и по своим тарифам. Разве что после попадания в киевстаровскую сеть билайновский номер будет находить связь в тех местах, где ее раньше не было. Но вот со следующего года "Билайн" начнут постепенно выводить с рынка, предлагая его пользователям новые тарифы в объединенной сети.
О стоимости звонков по новым тарифам в компании не говорят. На прямые вопросы о ценах Тарас Пархоменко уклончиво ответил, что они будут лояльными для клиентов. По словам Виталия Ворожбита, компания сейчас думает над пакетным предложением, собираясь представить совместный тариф для пользователей мобильного и фиксированного интернета.
Однако есть риск, что новые тарифы будут выше нынешних. Выходя на рынок, "Билайн" позиционировался как бюджетный оператор для молодых людей. В линейке "Киевстар" подобные цены существовали только под брендом Djuice. "Я думаю, что "Киевстар" сможет найти среди своих тарифов подходящие цены тем клиентам, для кого стоимость имеет большое значение, чтобы они не начали переходить к конкурентам", – утверждает Максим Нефьодов.
За частоты
Проведя объединение сетей, руководство VimpelCom Ltd готово отказаться от лишних частот. "Нам не нужны все полученные частоты "Билайна", а сохранять их за собой, не используя, – дорогое удовольствие, поскольку их стоимость в этом году выросла в пять раз. Процесс расставания в законодательстве четко не описан, так что мы готовы начать переговоры с регулятором и определять условия. В случае проведения рефарминга (упорядочивание разрозненных полос частот и возможность использовать их для любой технологии. – Фокус) компания готова поделиться", – подчеркивает Игорь Литовченко. Сейчас "Киевстар GSM" использует около 30% радиочастотного ресурса в диапазоне 1800 МГц и 26,4% – в 900 МГц. "ВымпелКом" – 20,2% и 31,5% соответственно.
Однако делиться частотами бесплатно в "Киевстаре" не намерены – по словам г-на Литовченко, они будут настаивать на рефарминге, для введения которого нужно согласие всех операторов рынка. Если это решение появится и его утвердит Верховная Рада, компаниям станет значительно проще внедрить как связь третьего поколения 3G, так и четвертого – LTE.
Желание Литовченко продавить нужное решение ценой частот "Билайна" вполне объяснимо: компания старается всячески оптимизировать свою структуру и закрепиться на рынке накануне продажи "Укртелекома". Как уже писал Фокус, аукционные условия продажи монополиста составлены с оглядкой на российскую АФК "Система" ("МТС-Украина") или под СКМ Рината Ахметова (оператор фиксированной связи Vega и 45% life:)). То есть накануне появления на рынке второго гиганта первому нужно закрепить свои позиции.
Как пришел, так и ушел
Хроники бренда "Билайн" на украинском рынке
Апрель 2006 | Появление на рынке. Тогда бренд знали только те, кто ранее видели его в основном в России |
Февраль 2007 | Объединение под брендом «Билайн» сетей «WellCOM» и «МОБИ», принадлежащих компании «Украинским Радиосистемам» до покупки ее «Вымпелкомом» |
Декабрь 2007 | «ВымпелКом» купил Golden Telecom, что позволило ему стать одним из крупных игроков на рынке фиксированного интернета |
Август 2008 | Количество абонентов сети превысило 2 миллиона |
Сентябрь 2008 | Компания первая в Украине внедрила высокоскоростной интернет на основе оптоволоконной технологии FTTB |
Октябрь 2010 | Слияние с «Киевстаром», объявление об уходе с рынка |
Вместе тесно
Глава украинского офиса компании VimpelCom Игорь Литовченко рассказал Фокусу, чем компания занималась на протяжении полугода, когда слияние состоялось, но было де-юре заблокировано
– Был ли запасной вариант на случай, если решение Антимонопольного комитета будет отрицательным?
– Мы просчитывали множество вариантов. Например, ситуацию, когда мы вообще не сможем объединить активы и будем развиваться как две параллельно работающие компании. Был вариант, что поставят ограничения по частотам. Или же что нам дадут объединить частоты в диапазоне 1800 МГц, а в диапазоне 900 МГц запретят. Всего было шесть основных сценариев, по которым мы просчитывали возможные действия.
– Насколько необходимо было слияние "Киевстару", который и так считался крупнейшим оператором мобильной связи?
– Это решение принимали наши акционеры. Но могу сказать, что результатов, которые у нас были до слияния, – EBITDA 60%, высокие доходы и возврат на вложенные инвестиции, сейчас просто не существует. После того как мы объединили два бюджета в один, мы ухудшили показатели. Нам пришлось откатываться назад и снова предпринимать действия для повышения своей доходности, искать пути подъема по всем направлениям – от абонентской базы до денежного потока. Сейчас мы готовим много совместных программ, но если бы развивались по отдельности, показатели были бы другие.
– Что же тогда выиграет "Киевстар" от слияния с "Билайном"?
– Мы получили нового надежного партнера в плане работы с фиксированным интернетом. Это важное преимущество для "Киевстара".
– Сейчас вы сливаетесь с "Билайном", вскоре будет продан "Укртелеком", предположительно компаниям, владеющим МТС или life:). К чему приведет такая глобализация рынка?
– Особых проблем, я думаю, не будет. Глобализация телекоммуникационной сферы – это сейчас главная тенденция рынка не только в Украине.
Наталия Гузенко, Фокус