Второй после Ахметова. Интервью с генеральным директором СКМ
Менеджер, которому самый богатый человек Украины доверил управлять своим бизнесом, рассказал Фокусу о том, будет ли СКМ покупать "Укртелеком", зачем ей киевский ЦУМ, а также почему головной офис компании находится не в столице
Олег Попов, генеральный директор группы СКМ, в отличие от многих других отечественных топ-менеджеров, личность непубличная. Свою закрытость 41-летний Попов объясняет нехваткой времени, которая в списке его приоритетов выносит на первое место исключительно решение бизнес-вопросов. А их у руководителя компании, управляющей активами стоимостью $18,5 млрд. немало. В составе СКМ такие гиганты, как Авдеевский коксохим – крупнейший в Европе коксохимический завод, "Павлоградуголь" – самое большое угледобывающее предприятие Украины, "Азовсталь", Северный горно-обогатительный комбинат, мобильный оператор "Астелит" (ТМ life:) ), банки ПУМБ и Донгорбанк, телеканалы "Украина" и "Футбол", а также бизнес-центр "Леонардо".
В 2009 году доходы СКМ сильно сократились – до $283 млн. против $3 млрд., заработанных компанией в 2008 г. Несмотря на миллионные вливания, не прошли точку безубыточности телеканал "Украина" и сеть супермаркетов "Брусниця". Но ключевые подразделения компании вселяют надежду: ДТЭК – энергетический дивизион – по итогам первого полугодия 2010 года увеличил валовую прибыль в 2 раза. Меняется в лучшую сторону и ситуация в "Метинвесте", на который приходится 74% валового дохода группы. По географии экспорта даже можно проследить, как выходит из кризиса мир.
– В 2009 году по сравнению с 2008-м наш экспорт в Европу на 8% снизился, а в страны СНГ и в Юго-Восточную Азию на 5–6% увеличился. Однако причины очевидны: Европа стагнировала, Азия развивалась, и "Метинвест" корректировал свою сбытовую тактику соответственно. Но в долгосрочной перспективе наши основные рынки сбыта останутся теми же – Европа, СНГ, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Северная Африка.
– Китай наращивает металлургическую мощь. Представляет ли такая конкуренция угрозу для СКМ?
– Особой угрозы для украинской металлургии мы не видим. У Китая есть свои сильные стороны – это новые мощности и дешевая рабочая сила. Но при этом сырье они импортируют. Собственного у них, во-первых, мало, а во-вторых, оно не самого лучшего качества. И стоимость доставки китайской продукции, к примеру, в Европу играет не в пользу Китая. В итоге конечная цена китайской продукции выше украинской. Тогда как, к примеру, "Метинвесту" руду поставляют свои же, входящие в состав группы ГОКи, а коксующийся уголь – "Краснодонуголь". Плюс у нас ведь есть и американская шахта.
СКМ уже скупил большинство объектов, заслуживающих внимания в металлургии. Последним приобретением стал ММК имени Ильича, к которому Ринат Ахметов присматривался с начала основания группы. Объединенные производственные мощности выводят их владельца в абсолютные лидеры среди украинских компаний. Кроме того, ММК удобно расположен относительно других активов "Метинвеста", в частности, другого меткомбината – мариупольской "Азовстали", а значит, его легко можно включить в налаженную сырьевую логистику компании. Однако долгожданному приобретению, произошедшему в этом году, предшествовала история с захватом акций ММК. Даже по прошествии нескольких месяцев Олег Попов об истории покупки комбината предпочитает не говорить.
Сейчас СКМ наращивает инвестиции в энергетику. Этим летом ДТЭК (энергетический бизнес группы) подписал инвестиционный договор на 500 млн. грн. с государственными шахтами "Ровенькиантрацит" и "Свердловскантрацит". Это ведущие шахты Украины, на которых добывается большая часть антрацита. В следующем году они, как и другие государственные шахты, будут выставлены на приватизацию. Весьма вероятно, СКМ станет одним из претендентов на покупку.
– ДТЭК будет участвовать в конкурсе по приватизации "Ровенькиантрацит" и "Свердловскантрацит" на равных правах с другими участниками. Главное, чтобы эти конкурсы были объявлены. Пока этого не произошло, говорить не о чем.
– К чему еще присматриваетесь в энергетическом секторе?
– Если будет возможность, увеличим свои доли в "Западэнерго", "Киевэнерго", "Днепроэнерго".
– В конкурсе по приватизации "Укртелекома" СКМ будет участвовать?
– Мы думаем над этим. "Укртелеком" – непростой объект, и нужно потратить много денег, сил и времени, чтобы привести его в порядок и сделать прибыльным. Сейчас изучаем условия и оцениваем, насколько это нам выгодно. Обсуждаем этот проект с потенциальными партнерами. Окончательного решения пока нет, но возможности своего участия не исключаем.
Одним из важных направлений бизнеса СКМ, судя по миллионным инвестициям последних лет, стали медиапроекты. Пока они радуют своего акционера только морально. Например, телеканал "Украина", который благодаря вливаниям и грамотному менеджменту в 2010 году вошел в круг лидеров украинского телерынка, свой прорыв в гривневом эквиваленте пока не ощутил.
– Медиабизнес для нас стратегически важен и очень интересен именно как бизнес. Причем в долгосрочной перспективе. Сейчас он находится на этапе бурного роста, который требует постоянного инвестирования. Но результатами своих инвестиций мы довольны. Вкладываем мы не больше конкурентов, а растем точно быстрее. Сегодня телеканал "Украина" вышел на вторую позицию, в перспективе мы хотим видеть его первой кнопкой.
По примеру владельцев других телеканалов, СКМ объединил свои телевизионные компании в одну структуру – "Медиа Группа "Украина". В нее вошли ТРК "Украина", каналы "Футбол" и региональный "Донбасс", а также портал "Tochka.net". Кроме этого, в компанию войдут телеканалы "Футбол+" и "Новини", которые пока находятся в стадии запуска.
– Без такой реорганизации управлять несколькими каналами было бы сложно. Создание группы даст нам возможность реализовать синергии, оптимизировать использование контента и рекламные продажи. Мы планируем, что на самоокупаемость медиагруппа выйдет через 2–4 года, в зависимости от темпов роста рынка рекламы.
СКМ каждый год инвестирует в свои бизнесы $1 млрд. и не планирует снижать темпы. И это еще не считая слияний и поглощений. Одной из последних сделок стала покупка около 23% акций Киевского ЦУМа.
– Сначала мы вели переговоры с Валерием Мазуром (совладелец Киевского ЦУМа. – Фокус.) о партнерстве, но в конце концов договорились о том, что выкупим 100% акций. Уже поданы в Антимонопольный комитет документы на концентрацию, и сейчас мы ждем решения. Это очень интересная инвестиция для нашего направления недвижимости, и специалисты работают над определением будущего формата ЦУМа. Могу сказать однозначно, что это будет торговый центр. Понятно, что предстоит реконструкция, которая коснется прежде всего внутреннего пространства. Обидно: заходишь в Центральный универмаг столицы, а там привет из прошлого.
– Оправдывают ли себя затраты на сеть супермаркетов "Брусниця"?
– Я бы говорил скорее об инвестициях, а не о затратах. Инвестиции в розничный бизнес – это всегда долгосрочные вложения. Да, мы покупали торговую недвижимость на пике ее стоимости, а сейчас она стоит гораздо меньше. Зато теперь и развиваться можно дешевле, и новые помещения брать в аренду дешевле, чем раньше. Мы в это направление верим. Согласитесь, люди всегда покупают продукты, и если ты выбрал правильный формат (в нашем случае это магазины у дома, с небольшим, но востребованным ассортиментом), обеспечиваешь хороший сервис, и качество устраивает потребителя, то бизнес будет развиваться.
Пока мы не планируем выводить сеть на всеукраинский уровень, развиваемся в Восточном регионе – Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях. Для нас это новый бизнес, мы учимся, растим его по чуть-чуть, чтобы не брать на себя слишком большие риски.
– А кто придумал название "Брусниця"? Это ведь нехарактерная для региона ягода.
– Коллектив. Дело в том, что брусника – это такая ягода, которая не портится ни при каких условиях.
Еще одной новостью группы СКМ стало объединение банков Донгорбанк с ПУМБом, которое планируют завершить в 2011 году.
– Почему именно сейчас решили объединять банки?
– До 2008 года этот вопрос вообще не стоял – рынок стремительно рос. Было некогда, ведь все работали над увеличением своих кредитных портфелей. В кризис же все сконцентрировались на своей ликвидности, на обеспечении стабильности. Любые изменения могли привести к большим потерям. Мы решили не рисковать. Сегодня ситуация на банковском рынке более-менее стабилизировалась. На наш взгляд, сейчас удачное время, чтобы объединить два наших банка. А само по себе объединение выглядит абсолютно логичным: управлять одним легче, чем двумя. Мы рассчитываем, что объединенный банк войдет в десятку крупнейших финучреждений Украины.
– Под каким брендом будет работать объединенный банк?
– ПУМБ. Мы провели исследование брендов, Донгорбанк воспринимается хорошо в Восточном регионе, ПУМБ – по всей Украине с национальным покрытием.
– IPO планируете? Каких компаний?
– СКМ на IPO выходить не будет, здесь наша позиция остается неизменной. Что касается наших холдингов и компаний – пока у них достаточно собственных ресурсов и есть возможность привлекать средства на развитие с рынка заемного капитала, в IPO необходимости нет. Если мы увидим, что бизнес требует новых инвестиций, возможности привлекать заемные средства исчерпаны, а у нас нет желания или возможностей инвестировать, тогда, чтобы компании не стояли на месте, может быть, решим продавать акции на зарубежных биржах. Но в ближайшем будущем это вряд ли произойдет.
– Почему офис СКМ находится в Донецке, а не в Киеве? Ведь в Украине сложилась традиция переносить офисы в столицу.
– А почему вы думаете, что все стремятся в столицу? Если все будут в Киев уезжать, кто будет работать в регионах? Компания СКМ была основана в Донецке, это наша родина. Да и с пробками у нас полегче.
– А часто вы встречаетесь с Ринатом Ахметовым?
– Статистику встреч не веду. Разумеется, акционер в курсе всего, что происходит в бизнесе. Время от времени у него возникают вопросы, на которые мы отвечаем. Другими словами, у нас постоянный диалог.
Екатерина Шаповал, Наталия Гузенко, Фокус