С чистой совестью: Перед выходом на IPO Facebook раскрыл свои главные тайны

17 мая Facebook готовится выйти на фондовый рынок, что обещает стать событием едва ли не эпохального масштаба для американского корпоративного мира. И хотя рядовым пользователям соцсети чужие миллиарды чаще всего безразличны, поскольку гораздо любопытнее, что ждет Facebook в будущем. Фокус.ua выбрал наиболее интересные факты из финансового отчета соцсети за первый квартал 2012 года, которые дают понять – локомотив под названием Facebook останавливаться не собирается

Социальная сеть Facebook – не только один из наиболее популярных компонентов современного интернета. Для многих это и есть весь интернет. Аккаунта в Facebook достаточно, чтобы общаться с друзьями, читать новости, играть в игры, смотреть видео, не покидая пределов одного-единственного сайта с хотя и несколько запутанными, но уже ставшим для многих родным интерфейсом.

Но и в тех редких случаях, когда фанаты Facebook все же покидают пределы сети по внешним линкам, родной значок "f" и пресловутый "лайки" никуда не деваются. Для современных сайтов интеграция с соцсетями – нечто само собой разумеющееся.

Казалось бы, речь идет о настоящем мировом господстве. Даже в Google обеспокоились настолько, что в 2011 году вгрохали полмиллиарда долларов в собственную соцсеть, которая так и не смогла составить конкуренцию детищу Цукерберга.

Перед выходом на IPO, которое состоится 17 мая, Facebook раскрыл свои главные тайны в финансовом отчете за первый квартал 2012 года. Фокус.ua выбрал наиболее интересные факты, которые заставляют поверить, что останавливаться на достигнутом Facebook не намерен.

Крупный шоппинг
Недавняя покупка компанией Цукерберга сверхпопулярного фотоприложения Instagram стала одним из самых обсуждаемых событий. Больше всего впечатлила сумма сделки – $1 млрд.

На самом деле Facebook заплатит владельцам Instagram лишь $300 млн., а остальное будет выплачено акциями. 23 млн. своих акций Facebook оценил по $30 за штуку.

Это показательно, поскольку Цукерберг фактически предлагает владельцам Instagram заработать значительно больше того самого пресловутого миллиарда. Ведь стоимость акций Facebook беспрерывно растет и будет расти еще больше после осуществления сделки по покупке Instagram.

Стоимость акций, передаваемых владельцам Instagram, рассчитывалась исходя из стоимости Facebook в $72 млрд. В то же время, по оценкам экспертов, после IPO компания может быть оценена в $100 млрд.

Этот стиль ведения бизнеса, агрессивный, но продуманный, может позволить Цукербергу укреплять свои позиции и в дальнейшем. На рынке есть еще много интересных компаний, которые могут быть интересными приобретениями для гигантов рынка. Можно вспомнить хотя бы Dropbox, Evernote, WhatsApp Messenger, Flipboard. Так и просится упоминание Skype, но друзья Цукерберга из Microsoft уже успели наложить на него лапу.

Деньги в оборот
Из отчета следует, что чистая прибыль Facebook сократилась в первом квартале на 12%. И это при том, что количество пользователей растет, а выручка в денежном выражении выросла на 50%.

Сокращение чистой прибыли до $205 млн. с $233 млн. годом ранее свидетельствует о том, что компания стала больше тратить. Интересно, на что?

Отчет ничего не скрывает. Facebook стал тратить намного больше на маркетинг и разработку новых продуктов.

При этом, затраты на маркетинг составили внушительные $160 млн. А это значит, что цифра в 900 млн. пользователей не удовлетворяет аппетиты Цукерберга, поскольку ему хочется привлечь еще больше адептов соцсети.

Примерно столько же – $153 млн. – компания тратит на разработку новых продуктов, например, по мнению экспертов, больше всего денег в последнее время было затрачено на разработку медийной платформы и кнопки Listen.

Цукерберг не боится тратить существенную часть своих прибылей на агрессивное продвижение и усоврешенствование Facebook. Это означает, что постоянным пользователям скучать не придется – соцсеть будет обновляться и предлагать новые функции.

Кто в домике?

Пресса все чаще упоминает о скором достижении волшебной отметки в 1 млрд. пользователей, однако если внимательно прочитать отчет, то становится понятно, что это случится не так скоро.

Да и вдобавок, оказывается считать этих самых пользователей можно по разному.

В своем отчете компания оперирует такими терминами, как MAU и DAU, под которыми понимаются пользователи, заходившие в сеть хотя бы раз в течение календарного месяца, и пользователи, заходившие в течение дня.

Так вот, тех, кто бывает в соцсети примерно раз в месяц и вправду уже почти миллиард. Ну если быть точнее, то 901 млн. Это на 33% больше, чем было год назад.

Но вот по-настоящему активных пользователей, которые бывают в сети каждый день, сегодня около 526 млн. Это тоже немало – да и на целых 41% больше, чем годом ранее. Но до пресловутого миллиарда еще далеко.

Интересен факт, что около половины всех пользователей Facebook заходят в сеть через мобильные приложения. Это на 69% больше, чем год назад.

Цукерберг был прав, когда в прошлом году активизировал "мобилизацию" сети. Тем самым он превратил Facebook в мобильный сервис, получив возможность зарабатывать на рекламе, которую можно показывать в смартфонных приложениях. Покупка Instagram, кстати, отлично укладывается в эту стратегию.

Будущее компьютерной индустрии – за мобильными устройствами, это первым понял Стив Джобс. И похоже Цукерберг не собирается упускать свой шанс стать крупнейшим игроком на мобильном рынке. Осталось только свой смартфон еще выпустить. Но до этого пока не дошло.

Да и как показывает опыт Google, наличие своих смартфонов и даже своей мобильной платформы не гарантирует абсолютной лояльности пользователей. Достаточно посмотреть, сколько владельцев смарфтонов на гугловском Android попросту не вылазят из приложения Facebook.

Алексей Бондарев, Фокус.ua