Продажи китайских автомобилей растут бешеными темпами

Но обскакать «Лады» и «Ланосы» китайцам удастся не скоро – мешают стереотипы в головах соотечественников

Related video

Госслужащий Станислав Ищук уже почти год ездит на китайском автомобиле. Машиной он очень доволен. "В ней есть все, что нужно, я взял полный фарш", – радуется он. Станислав и слышать не хочет о том, что китайские автомобили ненадежные и опасные. "Я дважды бился бамперами. Сначала меня ударили в задний бампер, так немного треснула краска, – рассказывает он, – а недавно я подвинул передним бампером бетонную клумбу для цветов и даже краску не содрал".

Его оптимизма не разделяет Александр, бывший менеджер по продаже китайских машин, попросивший не называть его фамилию. По словам Александра, причиной увольнения с работы послужила неспокойная совесть. "Ну не мог я продавать людям это г…но, при этом честно смотреть в глаза и убеждать в том, что это хороший автомобиль", – восклицает Александр. Единственное достоинство китайских автомобилей, по словам бывшего продавца, это хорошая комплектация за небольшие деньги.

Берут числом
Несмотря на то что Александр отказался продавать китайские машины, его бывшие коллеги планы по продаже явно перевыполнили. В прошлом году большинство китайских марок продавались гораздо лучше, чем в 2006-м. Чемпионами оказались Chery, продажи которых выросли в 27 раз, и Geely, объемы реализации которых подскочили в 23 раза.

Столь стремительный рост дилеры объясняют уже упомянутой богатой комплектацией в сочетании с относительно низкой ценой. Ведь именно возможность дешево купить "нафаршированный" автомобиль постоянно подчеркивают все дилеры "китайцев".

"Базовая модель Geely включает кондиционер, электропакет, центральный замок с дистанционным управлением, гидроусилитель руля, противотуманки, подогрев заднего стекла", – перечисляет руководитель департамента Geely корпорации "АИС" Оксана Михайлова. Машина при этом стоит 45 550 грн. "А всего на 5 330 грн. дороже обойдется комплектация с легкосплавными дисками, двумя подушками безопасности, CD-проигрывателем, системами ABS и EBD", – добавляет г-жа Михайлова.

Безусловно, если сравнивать это с комплектацией российских или украинско-корейских автомобилей, китайцы окажутся далеко впереди. "За ту же цену в "Ланосе" не будет ничего, даже гидроусилителя, не говоря уже об электростеклоподъемниках, – приводит пример Станислав Ищук. – Так зачем же платить больше?"

А тот факт, что китайские автомобили категорически не проходят краш-тесты по европейской методике Euro NCAP, когда машину ударяют о бетонную плиту на скорости 64 км/ч, наших покупателей, похоже, совсем не волнует. Большинство китайских моделей не набирают на таких испытаниях и двух звезд прочности из шести возможных. Иными словами, в таких автомобилях при лобовом столкновении шансы выжить очень невысоки. Но украинцы привыкли рисковать, безопасность – это часто последнее, на что они обращают внимание при покупке.

Тем более что езда со скоростью 180 км/ч без пристегнутых ремней, а иногда и в нетрезвом состоянии не дает шансов выжить при аварии даже на идеальной с точки зрения безопасности машине. Кроме того, показатели безопасности российских "Жигулей" или наших "Ланосов" ненамного лучше, а по ценам они превосходят "китайцев".

Все выше и выше
Негативное мнение о китайских автомобилях, по мнению Станислава Ищука, постепенно меняется к лучшему. "Возможно, раньше "китайцы" ломались намного чаще. Но моя машина еще не ломалась, да и знакомые тоже не жалуются", – рассуждает он. О том, что китайские автомобили стали немного более качественными, говорит и директор компании "Атлант-М китайские автомобили" Дмитрий Барановский. "Китайский автопром стремительно совершенствуется, в стране даже введена государственная программа контроля качества", – заверяет он.

Да и "китайцы" бывают разные. "Китайских марок автомобилей больше 100 и, безусловно, не все из них качественные. Но чем автомобиль дороже, тем больше вероятности, что он не будет ломаться. Даже у китайцев есть колоссальная разница между машиной за $6 тыс. и за $20 тыс.", – объясняет г-н Барановский.

Но бывший продавец китайских машин Александр и слушать не хочет никаких доводов о качестве этого товара. "На первый взгляд, все хорошо, но если присмотреться, то замечаешь очень низкое качество материалов", – замечает он. По его словам, если бы в китайских машинах был более качественный пластик, лучше электроника, больше металла в корпусе, и все это было бы собрано не так безалаберно, машины стали бы гораздо лучше. "Но тогда и цена за нее была бы намного выше", – рассуждает Александр.

Впрочем, эксперты считают, что даже низкая цена не поможет "китайцам" полностью побороть российских и отечественных конкурентов. "У китайских автомобилей есть явные недостатки. Это отсутствие сервиса и неадаптированность к украинскому бездорожью", – считает первый заместитель гендиректора ViDi Group Алексей Чайка. По его мнению, именно по этим причинам многие покупатели "Лады" останавливают свой выбор на этом авто, а не на одном из китайских брэндов.

Против стереотипов
Оксана Михайлова не согласна с мнением конкурента. Она считает, что у китайцев достаточно разветвленная сервисная сеть, поэтому проблем с запчастями не возникает. "Основной проблемой в продвижении китайских марок автомобилей остается преодоление стереотипов", – признается она.

Сетует на стереотипы и Дмитрий Барановский. Но тут же замечает: еще в прошлом году все было гораздо хуже. Теперь настороженность покупателя понемногу удается преодолевать. "Вспомните, сначала и к корейским автомобилям относились с подозрением, а теперь это одни из самых продаваемых автомобильных марок", – говорит он. Действительно, сегодня корейские брэнды Daewoo и Hyundai входят в десятку самых продаваемых автомобилей в Украине. "Да и к остальным китайским товарам еще лет пять назад отношение было несколько ироничное. Теперь же мы спокойно относимся к надписи made in China", – рассуждает г-н Барановский.

Он напоминает, что когда китайские автомобили только выходили на украинский рынок, ни один аналитик не прогнозировал им больше 3% рынка, а сегодня продажи уже перевалили за отметку в 6%. "Думаю, через пару лет мы всерьез сможем побороться за лидерство на рынке в своем сегменте", – мечтает Дмитрий Барановский.

Алексей Чайка, в свою очередь, не столь уверен в успехе "китайцев", но тоже не исключает увеличения их рыночной доли. "Что касается перспектив китайских авто в Украине, то все зависит от того, учтут ли производители из Поднебесной свои нынешние ошибки. Если будет установлен жесткий контроль над качеством сборки авто, расширена сеть СТО, то у них, возможно, будут шансы сохранить и нарастить свою рыночную долю", – говорит директор ViDiGroup.

Тем более что среди украинцев уже появляются автолюбители, лояльные к китайским брэндам. Один из них – Станислав Ищук. "Думаю, скоро продать эту машину и взять новую модель, немного подороже, – делится он св оими планами. – Но тоже китайского производства".

Продажи китайских машин в Украине

CHERY GEELY GREAT WALL BYD DADI
Марка
2006 г. 680 181 1 113 127 154
2007 г. 18 568 4 325 1457 706 599

Источник: ViDi GroupВступление Украины во Всемирную торговую организацию уже встревожило продавцов новых и старых авто, но пока не оправдало ожиданий покупателей. Подробнее - в статье аВТОмобильная мифология

Тест-драйв Volvo XC90>>>