Сладкая жизнь. Детский врач сделала рентабельный бизнес на малоизвестной траве
Перерабатывая малоизвестную траву стевию в безопасный для диабетиков и худеющих заменитель сахара, детский врач и ее дочь-маркетолог создали бизнес с рентабельностью 60%
Выхаживая детей, больных сахарным диабетом, детский реаниматолог Валентина Черная часто слышала переходящие в мольбы просьбы о конфетах. "Ребенок, которого с трудом удавалось вывести из диабетической комы, придя в себя, патологически хочет сладкого, несмотря на то, что ему это категорически запрещено", — объясняет она. Тогда Валентина впервые начала искать альтернативу вредным для таких пациентов сладостям. И теперь она точно знает, что такая альтернатива есть.
Впервые о траве стевии Черная услышала еще в советское время на конференции в Москве, где один из прибалтийских ученых сделал доклад о ее целебных свойствах — растение способно улучшить обмен веществ и омолодить организм. Тогда она поняла, что благодаря сладкому вкусу на основе стевии можно делать сахарозаменитель, который могут употреблять пациенты с диабетом. Чтобы дальше исследовать полезные свойства стевии, в начале 90-х Валентина открыла Медицинский центр нетрадиционной медицины, где она получила хорошие результаты при лечении пациентов с онкологическими заболеваниями. Но на этом предприимчивая врач не остановилась. 20 лет назад она создала компанию по производству оздоровительного питания "Стевиясан" и не прогадала — сегодня ее оборот составляет 5 млн. грн в год.
От аптеки
до кондитерской
Даже в 90-х для того, чтобы начать бизнес, требовались крупные вложения. "Средства у меня были благодаря сопутствующему бизнесу, которым я занималась, — торговле топливом", — рассказывает Черная.
Поначалу новая компания выпускала только стевию в таблетках и ее экстракт, затем ассортимент продукции стал расширяться. В 2006 году бизнес-леди открыла Киевский завод здорового питания, на базе которого сейчас работают шесть производственных цехов. Во всем цикле производства "Стевиясана" сегодня задействовано 60 человек.
До сих пор у компании нет конкурентов в Украине, хотя стевию широко используют в производстве пищевых добавок в других странах. В США доля стевии на рынке сахарозаменителей достигает 9%. Украинские врачи также признают ее полезные свойства. "Она является биостимулятором, повышает иммунитет, улучшает состояние сосудов, поэтому ее можно рекомендовать здоровым людям", — говорит врач-эндокринолог столичной поликлиники Людмила Казмирова.
Сырье для производства продукции компания закупает в Парагвае. "Стевию выращивает одна компания в Крыму, но объемы, которые они могут предоставить, для нас недостаточны", — рассказывает Юлия Черная, дочь Валентины и по совместительству директор по развитию бизнеса компании. По ее словам, "Стевиясан" перерабатывает 7 тонн стевии в месяц.
В 2008 году Валентине удалось воплотить в жизнь свою идею о сладком лекарстве для детей — ее компания начала делать кондитерские изделия. Первым продуктом стало печенье, изготовленное из зародышей пшеницы и экстракта стевии.
Настоящим прорывом для "Стевиясана" стала договоренность о сбыте продукции через сети супермаркетов Billa и Auchan. Дебют оказался удачным, и по предложению Auchan компания выпустила еще и конфеты. "Нужно было сделать так, чтобы это было в первую очередь полезно, а потом уже вкусно", — рассказывает Юлия. Поэтому в состав сладостей вошли водоросли агар-агар и экстракт стевии.
Также в ассортименте компании появился шоколад без пальмового масла и ароматизаторов — только какао-продукты и экстракт стевии. "Он дороже, чем обычный шоколад, но рядовой украинец может себе это позволить", — говорит Юлия.
В прошлом году компания открыла свой первый фирменный магазин на столичных Березняках и получила предложение о сотрудничестве на основе франчайзинга. С этим у "Стевиясана" связаны поистине наполеоновские планы. За год открылись уже пять магазинов Киеве и один в Донецке, и, по словам директора по развитию, сеть планируется расширить до 150 точек. Недавно компания также открыла кафе под брендом "Корисна кондитерська від Стевіясан".
Впрочем, несмотря на бурное развитие компании в производстве продуктов питания, основной доход ей приносит самый первый бизнес - апетечные сети и фарматистические дистрибуторы. Здесь тоже не обошлось без помощи единомышленников. Например, сети аптек "Виталюкс", в которой биодобавки "Стевиясан" продаются с 1994 года.
Марина Гопняк, категорийный менеджер компании "Виталюкс", рассказывает, что с подачи компании у них появилась "полка здорового питания". А продукты из стевии теперь пользуются у покупателей даже большим спросом, чем биодобавки, поэтому, по словам Гопняк, сотрудничество с "Стевиясан" очень выгодно для аптек.
Семейные ценности
Валентина Черная подсчитала, что рентабельность бизнеса по производству биодобавок и продуктов на основе стевии составляет 60%. Однако есть и трудности.
В украинских супермаркетах пока нет полок органических продуктов и полок здорового питания, и магазины предлагают "Стевиясан" диабетическую полку, а это сильно сужает круг потенциальных покупателей. Но даже за это место приходится платить немалые деньги. Ретейлеры требуют от 50 до 70 000 грн. за право продавать через сеть. И лишь те, кто разделяет интерес к здоровому питанию, готовы идти на уступки.
Компания не пользуется прямой рекламой, потому что, как отмечает Юлия Черная, нельзя за семь секунд рассказать потребителю о свойствах стевии. Остаются лишь пиар-инструменты, такие как телепередачи о здоровом питании, и "сарафанное радио". По данным самой компании, основные покупатели — женщины в возрасте от 25 до 40 лет, которые заботятся о своем здоровье и о здоровье своих близких, а также любители новинок и экзотики.
В ближайших планах "Стевиясан" — выход на внешние рынки: компания ведет переговоры о сбыте продукции через супермаркеты Billa в Чехии. "Стевиясан" — семейная компания, — говорит Юлия Черная. — Я мечтаю, чтобы и мои внуки в ней работали".
Ирина Гамалий, Фокус