Введение обязательного медстрахования откладывается
Год назад украинцам посулили обязательное медстрахование. Но предвыборное обещание вряд ли будет выполнено в ближайшие годы
Ценность медицинского страхования Анна Тарасова, сотрудник столичной девелоперской компании, сполна ощутила в прошлом году, когда получила травму спины. "Страховая компания оплатила дорогостоящие процедуры, приобрела нужные лекарства, обеспечила консультацию врачей, причем в частной клинике", – перечисляет Анна, признаваясь, что теперь отсутствие страховки сделало бы ее жизнь несколько сложнее. "Привыкла получать лекарства с доставкой в офис", – улыбается она, проходя мимо аптеки.
Таких, как Анна, в Украине всего 6%. Причем лишь незначительная часть граждан приобрели полис самостоятельно. Во-первых, это недешево, а во-вторых, весьма проблематично: некоторые страховые компании вообще не работают с частными лицами. Поэтому чаще всего, как и в случае с Анной Тарасовой, речь идет о корпоративном страховании.
Изменить ситуацию ровно год назад пообещала Юлия Тимошенко – 5 августа прошлого года она презентовала свой "Украинский прорыв". Одно из 12 направлений амбициозной программы называлось "Демографический прорыв" и предусматривало введение обязательного медицинского страхования (ОМС) с определением четкого перечня гарантированных государством бесплатных медицинских услуг. Обеспечивать медстраховкой авторы программы обещали каждого, вне зависимости от его материального положения.
Эта идея отлично вписывалась в принятый Кабмином Виктора Януковича двумя месяцами ранее План развития системы здравоохранения до 2010 года. Документ предполагал создать все условия для введения ОМС до конца 2007 г. Но до реализации планов ни у лидера БЮТ, ни у ее оппонентов руки так и не дошли.
Тройной удар
Подходов к организации ОМС – масса, но суть одна. Придя в поликлинику или вызвав врача, человек получает необходимую ему помощь, медикаменты или консультации. Потом поликлиника выставляет счет страховой компании, которая покрывает ее расходы. Но и страховщик имеет возможность вернуть свои деньги, обратившись в соответствующий фонд. Бесплатной такую медицину назвать нельзя – страховые взносы платят работодатели, сами граждане, часть может оплачивать государство.
Перед уходом на каникулы депутаты оставили в Верховной Раде сразу три законопроекта по введению ОМС. Автор одного из них – Лилия Григорович из НУНС – предлагала создать отдельный Фонд обязательного государственного социального медицинского страхования. А регионал Ярослав Сухой хотел построить механизм медстрахования на основе уже существующей структуры – Фонда соцстрахования в связи с временной утратой работоспособности. Помимо этого, г-н Сухой предлагал создать сеть страховых касс, которые должны были бы частично решить вопрос о посредниках на рынке медуслуг. И именно его законопроект профильный комитет парламента предложил принять за основу.
Но страховщикам не по душе ни одно из депутатских предложений. Причина, как объяснили Фокусу в Лиге страховых организаций Украины (ЛСОУ), в том, что все они предполагают создание социальных фондов, которым фактически и будет передано управление рынком. "Они исключают рыночные механизмы! – возмущается директор центра ЛСОУ по методологии и праву Александр Залетов. – Это означает передать 70 млрд. грн. в руки структурам, которых еще нет".
Сама же ЛСОУ, разработавшая концепцию введения ОМС в Украине, основную роль предлагает отдать страховым компаниям. "На рынке уже работают 450 компаний, активы которых достигают 32 млрд. грн. Не использовать этот механизм глупо", – считает эксперт. Контролировать работу всей системы, по замыслу ЛСОУ, должны три независимых органа: координационный совет, состоящий из представителей правительства, госфондов, регулятора и страховщиков, общественный совет (работодатели, застрахованные лица, профсоюзные организации врачей) и Медицинское страховое бюро Украины.
Средняя температура
Но принятия закона недостаточно: медицинская отрасль банально не готова к переходу на коммерческие рельсы. "Мы должны четко понять, сколько реально стоит наша "бесплатная" медицина, – отмечает начальник департамента личного страхования компании "Кредо-классик" Анатолий Чернов. – Тогда можно будет рассчитать стоимость страхового полиса, учитывая все затраты на лечение, начиная со стоимости телефонного звонка участковому врачу и заканчивая ценой на самые сложные операции".
Как определять стоимость медуслуг, чиновники уже знают и будут считать "среднюю температуру по больнице". "Цены не будут индивидуальны для каждого больного, а будут одинаковыми по видам заболеваний", – говорит замминистра здравоохранения Игорь Яковенко. Сами больницы и поликлиники должны будут получить статус юридических лиц – в этом случае они смогут самостоятельно выбирать страховую компанию-партнера или брать банковские кредиты. "Медицина хотя и очень специфическая, но все-таки отрасль экономики, и работать должна по рыночным правилам", – отмечает Анатолий Чернов.
Еще одна проблема – отсутствие соответствующих стандартов лечения. "Все должно быть определено, начиная с надрезов и заборов крови", – объясняет Игорь Яковенко, уверяя, что в этом направлении министерство уже работает. А чтобы рационально использовать кадры и оборудование, необходимо четко определить функции каждого уровня: от участкового терапевта до НИИ.
На выбор
В мире существует масса вариантов ОМС. Один из них – централизованная система медстрахования, которая действует в Великобритании, Дании и Финляндии. "В ней есть один посредник. Именно к нему приходят средства из бюджета, и именно он ведет расчет с медучреждениями, предоставившими услугу", – рассказывает Игорь Яковенко. Идея создания единой государственной страховой компании уже обсуждалась в стенах украинского парламента в начале 2000?х. Но после бурных дискуссий проект был отклонен. И, как убежден Анатолий Чернов, совершенно правильно. "В нем прописывалась система принудительного сбора денег с населения под видом введения якобы страховой системы, – возмущается он. – По сути это был бы еще один налог".
Игорь Яковенко тоже признает: подобная схема отлично работает в небольших развитых странах, но Украине не подходит. Он приводит статистику: за 2007 год в стационаре лечились 11 млн. пациентов, а украинские поликлиники зафиксировали около 500 млн. обращений граждан. "При таких масштабах намного эффективнее конкурентная схема со множеством посредников, которые будут следить за каждой копейкой", – объясняет замминистра.
Согласны с мнением чиновников и частные страховые компании. Директор Центра личного страхования компании Allianz Оксана Руденко убеждена, что ОМС следует организовывать с привлечением коммерческих структур, ориентированных прежде всего на эффективное функционирование за счет ориентации на положительный финансовый результат. Это могут быть уже существующие страховые компании или, например страховые кассы – объединения граждан, которые вносят средства, а потом оплачивают лечение из этого общего котла. Подобные организации уже работают в Житомирской, Николаевской, Харьковской и Полтавской областях.
В других странах специальные фонды создаются на уровне отдельных регионов. Например, в России такие фонды имеют субъекты федерации. "Вполне жизнеспособная схема. Страховые компании финансируют больницам оказание помощи застрахованным, а потом по полученным в больнице счетам подают в федеральные фонды на возмещение", – отмечает Оксана Руденко.
Определиться с видом ОМС она призывает как можно скорее. "Надо хоть как-то начать, проводить подготовку, пускай криво и косо. Будем учиться на ошибках, потом реформировать", – считает г-жа Руденко.
Директор центра ЛСОУ Александр Залетов тоже удивляется, почему перенять успешный опыт обязательного медстрахования оказалось так сложно. "Например, во Франции очень развита страховая медицина. Почему же мы дарим своим женщинам французские духи, а опыт ОМС перенимать не хотим?" – задает он риторический вопрос.
Как работает обязательное медстрахование за рубежом
США В стране существуют две страховые программы. В системе Medicare страховка предоставляется лицам старше 65 лет или тяжелобольным. Medicaid предполагает помощь малоимущим. Все остальные американцы получают страховые пособия по месту работы, хотя сам работодатель не обязан страховать своих сотрудников. | |
Германия Есть три обязательных источника финансирования: государственные средства, взносы работников и отчисления работодателей. Действует система больничных касс, к которым человек прикрепляется либо в зависимости от места жительства (местные кассы), либо в зависимости от профессиональной принадлежности. | |
Франция Действует общая система медицинского страхования, охватывающая около 80% жителей, и более мелкие системы страховых касс в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе. Всё это курирует Национальная страховая организация, имеющая более 130 филиалов в разных регионах страны | |
Великобритания Страхование является обязательным для всех работающих граждан, которые платят соответствующий налог на здравоохранение. В дальнейшем из бюджета выделяются средства для Национальной службы здравоохранения, которая и оказывает бесплатную медицинскую помощь. Схожие системы работают в Ирландии и Дании. |