Предприимчивые бизнесмены зарабатывают на последствиях наводнения на западе Украины

На рынках страны ожидают наплыва подмоченной одежды и автомобилей-утопленников

Related video

Ущерб от стихии огромен: в западных областях страны затоплено 40 тыс. домов, размыто 680 тыс. километров дорог, разрушено 360 автомобильных и 560 пешеходных мостов. ООН оценила урон, нанесенный стихией Украине, в $650–870 млн.

Однако потоп принес не только убытки, но и прибыли: заработать на последствиях крупнейшего за 50 лет наводнения и горе людей пытаются многие. Бизнес делали по-разному: кто-то спекулировал предметами первой необходимости, водой, продовольствием и медикаментами, кто-то по дешевке скупал подпорченные товары, чтобы потом перепродать, а кто-то только готовится подзаработать на подтопленных автомобилях.

Бей спекулянта!
С заявлениями, предостерегающими от спекуляций, выступили президент Виктор Ющенко и первый вице-премьер Александр Турчинов. Они пообещали наказывать предпринимателей, которые, пользуясь случаем, поднимут цены на продовольствие и стройматериалы. "Мы не дадим заработать сверхприбыли на человеческом горе. Такие полномочия есть у государственных органов власти и местных властей", – заявил г-н Турчинов.

В Антимонопольном комитете Украины Фокусу подтвердили, что получили указание с особой бдительностью следить за попытками необоснованного повышения цен и тарифов. По данным источников Фокуса, аналогичные указания поступили в налоговую администрацию, прокуратуру и другие органы власти всех западных областей страны.

Причины для повышения бдительности действительно были: в дни трагедии с мест поступали сообщения о росте цен на самое необходимое. Ведь вода размыла дороги и мосты, из-за чего многие села стали труднодоступными. "Этим воспользовались торговцы, которые повысили цену на продукты на 10–15%, а в некоторых местах цены на воду выросли на треть", – рассказал Фокусу житель Черновцов инженер Сергей Яковлев. Подорожали в первую очередь овощи, фрукты, хлеб, макароны и другие продукты.

Были даже случаи повышения стоимости карты пополнения счета для мобильной связи. Цены могли вырасти и больше, если бы не низкая платежеспособность населения. Правда, сейчас ситуация стабилизируется, и не в последнюю очередь из-за усиления госконтроля за необоснованным повышением цен. "Налоговая и областная госадминистрации бьют предпринимателей по рукам за такие вещи", – сказал Фокусу Алексей Тимофеев из компании "Интеллектуальные системы и технологии".

Стройка века
Восстановление сотен разрушенных домов, мостов и дорог потребует огромных объемов стройматериалов. Поэтому темы спекуляций на этом рынке уже коснулась премьер Юлия Тимошенко, попросив Генпрокуратуру разобраться с неоправданным повышением цен. Правда, представители компаний, торгующих в пострадавших регионах стройматериалами, утверждают, что разговоры о росте цен не имеют под собой оснований.

"Кое-кто утверждает, что наблюдается скачок цен. Но это наглая ложь. Стройматериалы могли возрасти в цене разве что в каких-нибудь отдаленных селах", – сказал Фокусу владелец фирмы "Юнимекс" Владимир Перегинец из Калуша Ивано-Франковской области. По словам предпринимателя, торговцы стройматериалами заинтересованы в том, чтобы продать дешевле, но больше товара.

Алексей Тимофеев, чья фирма торгует строительным оборудованием в девяти западных областях Украины, объясняет желание продать побольше тем, что последних 3–4 месяца строительный бизнес находится на спаде. "Уже давно ничего не продается. И сейчас никто не будет поднимать цены, поскольку компаниям нужно продавать товар", – считает коммерсант. По его мнению, цены на строительные материалы могут поднимать разве что частные торговцы на местах. "Но не думаю, что это будет принимать массовый характер. Крупные оптовые компании цены не повышают. Более того, многие пошли навстречу пострадавшим людям и даже снижают их", – сказал г-н Тимофеев. При этом предприниматель не исключает, что в результате наводнения может подорожать рабочая сила, поскольку в восстановлении необходимо будет задействовать много людей.

Экс-министр строительства, архитектуры и ЖКХ, а ныне народный депутат Павел Качур тоже уверен, что люди, которые видели это горе, не будут на нем наживаться. "Мне кажется, что мы ищем кота в темной комнате, которого, возможно, там и нет", – сказал Фокусу депутат. Он признает, что государственные и коммунальные расходы на преодоление последствий наводнения могут быть превышены. Но это, по мнению г-на Качура, скорее будет связано с аварийностью и срочностью работ, а не со злоупотреблениями. "В спокойной обстановке выделенные средства можно было, наверное, использовать более эффективно. Но форс-мажорные обстоятельства могут потребовать больше средств, чем если бы реконструкция велась в обычном режиме, при плановой работе, – объясняет он. – Но что кто-то сознательно будет собирать пенки на беде людей – этого я не допускаю".

Езда по воде
К сожалению, настроения экс-министра разделяют не все. Причем из-за коммерсантов, желающих подзаработать на чужом горе, могут пострадать даже жители городов, далеких от Западной Украины. Ведь товары, побывавшие под водой, будут продаваться во многих регионах страны.

"Как только вода спала, на Калиновский рынок хлынула волна перекупщиков, которые расхватывали товар по бросовым ценам"

Например, продавцы одного из крупнейших в Украине Калиновского вещевого рынка в Черновцах не спешили выбрасывать вещи, оказавшиеся в затопленных по самые крыши торговых киосках. Как только вода спала, на рынок хлынула волна перекупщиков, которые буквально расхватывали товар по бросовым ценам. К примеру, по словам очевидцев, пережившие потоп джинсы обходились покупателям в 50 грн. вместо прежних 300. Зато на том же Калиновском рынке цены на резиновые сапоги, столь необходимые в подтопленных районах, выросли вдвое – до 80 грн. за пару.

Куда больше проблем, чем подмоченные джинсы, может причинить незадачливому покупателю автомобиль, который на жаргоне автодилеров называют утопленником. Никто точно не считал, какое именно количество машин затопило во время наводнения, но, скорее всего, счет идет на сотни. "У нас уже полная стоянка залитых машин, а их все везут и везут. Мы не знаем, что с ними делать", – призналась Фокусу менеджер ивано-франковского филиала крупного автодилера, попросившая не называть ее фамилию.

Участники рынка ожидают, что подтопленные машины появятся в продаже в сентябре. Директор компании "АВТО-Консалтинг" Олег Омельницкий считает продажу таких авто с уценкой абсолютно нормальной практикой. "После наводнения в Европе в начале 2000-х годов в продаже появилось много таких автомобилей, – рассказывает эксперт. – Страховые компании и дилеры продавали их по доступным ценам, а потом эти авто перекочевывали на наши рынки".

По его оценкам, скидка на подтопленное авто может достигать 10–15% в случае незначительных повреждений, если вода проникла в салон не более чем на уровень 10 см. Если же автомобиль затопило полностью, снижение цены может достигать 50%, поскольку в этой ситуации не исключены проблемы с электрооборудованием и двигателем.

Но на скидку покупатель сможет рассчитывать лишь в том случае, если продавец признает, что автомобиль побывал в воде. А торговцы на авторынках могут и не афишировать этот факт. "Официальные дилеры, скорее всего, сообщат покупателю о том, что автомобиль был затоплен. В неофициальных сетях его постараются "закамуфлировать" и продать по цене, близкой к стоимости нормального автомобиля", – предостерегает Олег Омельницкий.